Образовательная программа на 2024-2025 учебный год

Содержание
1
1.1.

Информационная справка учреждения
Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы

3
3

2.
2.1.
2.2.

Организация образовательной деятельности
Цели, задачи образовательной программы
Особенности организации образовательной деятельности, учебный план
и его обоснование, календарный учебный график

4
4
5

2.3.

Воспитательная работа

10

3

Организационно-педагогические ресурсы, способствующие
реализации образовательной программы

12

3.1.
3.2.
3.3.

Кадровое обеспечение
Программно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение

12
13
13

4

Диагностика результативности освоения программы.
Оценочные и методические материалы.

14

5

Ожидаемые результаты освоения программы. «Модель выпускника»

16

6

Учебно-спортивная база, штаты и финансирование

19

7

Взаимодействие с другими организациями

19

Приложения
1
2

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программное обеспечение методической литературой

2

1.Информационная справка учреждения
Полное наименование: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Слободо-Туринская спортивная школа»
Краткое наименование: МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ»
Учредитель и собственник имущества Учреждения - Слободо - Туринский муниципальный
район.
Юридический адрес: 623930, Свердловская область, Слободо-Туринский район, с. Туринская
Слобода, ул. Октябрьская, д.8.
Фактический адрес: 623930, Свердловская область, Слободо- Туринский район, с.
Туринская Слобода, ул. Октябрьская, д.8;
623930, Свердловская область, Слободо- Туринский район, с. Туринская Слобода, ул.
Ленина, 1а;
E-mail: sltur_dussh@mail.ru;
веб-сайт: http://sltdussh.ucoz.ru.
Устав утвержден постановлением начальника Слободо-Туринского муниципального отдела
управления образованием от 21.07.2023 N 92-д.
Предметом деятельности Учреждения является реализация дополнительных общеобразовательных
программ в области физической культуры и спорта: дополнительных образовательных программ
спортивной подготовки, дополнительных общеразвивающих программ в области физической
культуры и спорта.
1.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы
Образовательная программа является нормативным документом, определяющим основные
направления образовательной деятельности МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ», цели, задачи, объем,
содержание, планируемые результаты. Образовательная программа разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
− Конституции Российской Федерации;
− Всеобщая декларация прав человека;
− Конвенция ООН о правах ребенка. 15 сентября 1990 г;
− Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства спорта РФ от 03.08.2022 №634 «Об особенностях организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам
спортивной подготовки»;
3

− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.;
− Устав МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» и другие локальные акты учреждения;
−

Санитарные

правила

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Образовательная программа МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» предназначена удовлетворять
потребности обучающихся в получении качественного бесплатного дополнительного образования по
дополнительным общеобразовательным программам и дополнительным образовательным программам
спортивной подготовки, реализуемым в учреждении; выборе тренера-преподавателя, вида спорта и
дополнительной

образовательной

программы

в

соответствии

со

своими

потребностями,

возможностями и способностями.
2.Организация образовательной деятельности
2.1. Цели, задачи образовательной программы
Образовательная деятельность в учреждении регламентируется Уставом, образовательной
программой, лицензией, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий,
дополнительным общеобразовательным программам и дополнительным образовательным программам
спортивной подготовки и осуществляется в форме учебно-тренировочных занятий.
Цель образовательной программы: организовать образовательную деятельность обучающихся
по дополнительным образовательным программам физкультурно-спортивной направленности.


Основные задачи:
обеспечение доступности полного спектра образовательных услуг для обучающихся в возрасте

от 5 до 18 лет;


реализация

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования

в

учреждении;


совершенствование системы воспитательных и спортивно-массовых мероприятий;



обеспечение необходимых условий для личностного развития, для повышения спортивных

результатов каждого обучающегося в выбранном виде спорта;


формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, укрепление их здоровья и

личной безопасности;


удовлетворение потребности обучающихся в занятиях физической культурой и спортом;



социальная адаптация обучающихся;



организация содержательного досуга.



Одаренность

4

2.2. Особенности организации образовательной деятельности, учебный план и его обоснование,
календарный учебный график
МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» осуществляет образовательную деятельность в течение
всего календарного года, включая каникулярное время и выходные дни. Обучение ведется на русском
языке. В МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» дополнительные общеразвивающие программы в
области физической культуры и спорта реализуются для детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно,
так и для взрослых; дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
реализуются для детей в возрасте от 9 до 18 лет.
Минимальный

возраст

зачисления

детей

в

МАУ

ДО

«Слободо-Туринская

СШ»

определяется дополнительными образовательными программами.
Правила приема обучающихся.
Общие требования к приему граждан в Учреждение регулируются Законом Российской
Федерации «Об образовании в РФ » и локальными актами.
Прием обучающихся на обучение по дополнительным образовательным программам
спортивной подготовки осуществляется на основании «Порядка приема на обучение по
дополнительным образовательным программам спортивной подготовки».
На обучение по дополнительным общеразвивающим программам принимаются практически
все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний, так как этого требуют педагогическая
этика и психологические законы спортивной ориентации.
На обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки
зачисляются

обучающиеся,

желающие

заниматься

спортом,

не

имеющие

медицинских

противопоказаний и прошедшие индивидуальный отбор путем выполнения нормативов по общей
физической подготовке согласно избранной учебной программе.
Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится решением
педагогического совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов по общей
и специальной физической подготовке по видам спорта, установленных учебными программами.
Обучающиеся, не выполнившие эти требования, на следующий год обучения не переводятся.
Такие спортсмены могут решением педагогического совета учреждения продолжать обучение
повторный год.
Обучающиеся, не выполнившие контрольно-переводные нормативы, могут продолжать
обучение по дополнительным общеразвивающим программам. Основными критериями оценки
занимающихся по общеразвивающим программа стартового и базового уровней являются
регулярность

посещения

занятий, положительная

динамика

развития

физических качеств

занимающихся, уровень усвоения знаний и умений по программе.

5

Образовательная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных группах
(разница в возрасте не должна превышать более 3-х лет), объединенных в отделения по видам спорта.
Формы проведения занятий — групповая.
Количественный состав обучающихся и объем учебно-тренировочной нагрузки в неделю в
группах определяется в зависимости от выбранной программы, этапа и года обучения.
Нормы наполняемости групп, максимальный объем недельной учебно-тренировочной нагрузки
на реализуемых этапах спортивной подготовки
№п/п Этап
Этап учебнотренировочный

1

№п/п Этап
Этап начальной
подготовки

1

Лыжные гонки
Год
Возраст
Минимальное
обучения минимальный кол-во
обучающихся
1
12
10

Максимальное
кол-во
обучающихся
12

Кол-во
часов в
неделю
10

Полиатлон
Год
Возраст
Минимальное
обучения минимальный кол-во
обучающихся
1
10
10

Максимальное
кол-во
обучающихся
12

Кол-во
часов в
неделю
6

Нормы наполняемости групп, максимальный объѐм недельной учебной нагрузки,
предусмотренные общеразвивающими программами
№
п/
п

1

2

3

4

5

6

7

Наименование программы

Возраст
минимальный

Кол-во часов
в неделю

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Маленькие
спортсмены» (легкая атлетика стартовый
уровень)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по виду
спорта «легкая атлетика» (базовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по виду
спорта «футбол» «Школа мяча» (стартовый
уровень)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа базового
уровня по виду спорта «футбол»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа базового
уровня по виду спорта «футбол»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа углубленного
уровня по виду спорта «футбол»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа базового

Минимальное
кол-во
обучающихся

5

13

2

10

12

6

5,6

15

2

6,5

12

4

11

12

6

15

12

10

9

12

6

6

8

9

10

11

12

13

14

уровня по виду спорта «лыжные гонки»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по виду
спорта «волейбол» (разноуровневая)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа базового
уровня по виду спорта «волейбол»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа углубленного
уровня по виду спорта «волейбол»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Юный
стрелок» (базового уровня по виду спорта
«стрельба пулевая»)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по
спортивным единоборствам «греко-римская
борьба»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по адаптивной
физической культуре «Мы все можем»
(стартовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Юный атлет»
(легкая атлетика базовый уровень)

6,5

14

2, 4

11

12

6

15

12

10

11

10

4

10

12

6

2

7

2,3,4

Продолжительность обучения в каждом отделении по видам спорта предусмотрена
реализуемой дополнительной образовательной программой и включает:
общеразвивающая программа — от 1 года и весь период обучения;
дополнительная образовательная программа спортивной подготовки:


начальный этап – 2 года,



учебно-тренировочный – 5 лет

Занятия для обучающихся в учреждении проводятся в режиме шестидневной недели.
Продолжительность занятия. Для общеразвивающих программ продолжительность одного учебнотренировочного занятия не может превышать 2-х академических часов, максимальная недельная
нагрузка:
в спортивно-оздоровительных группах – 6 академических часов;
в группах базового уровня – 6 академических часов;
в группах углубленного уровня подготовки -10 часов.
Для дополнительных образовательных программ спортивной подготовки на этапе начальной
подготовки продолжительность одного учебно-тренировочного занятия не может превышать 2-х
академических часов; на учебно-тренировочном этапе продолжительность одного учебнотренировочного занятия не может превышать 3-х академических часов.
7

Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса в Организации:

1)

объединяются (при необходимости) на временной основе учебно-тренировочные группы для

проведения учебно-тренировочных занятий в связи с выездом тренера-преподавателя на спортивные
соревнования, учебно-тренировочные мероприятия (сборы), его временной нетрудоспособности,
болезнью, отпуском; (пи. З. 7. Приказа № 634)

2)

проводятся

(при

необходимости)

учебно-тренировочные

занятия

одновременно

с

обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при соблюдении следующих условий:
- непревышения разницы в уровне подготовки обучающихся двух спортивных разрядов и (или)
спортивных званий, в командных игровых видах спорта - трех спортивных разрядов и (или)
спортивных званий;
- непревышения единовременной пропускной способности спортивного сооружения;
- обеспечения требований по соблюдению техники безопасности. (пн. 3.8 Приказ № 634)/
Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в
Учреждении на период летних каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а
также обеспечиваться участие в учебно-тренировочных сборах, проводимых образовательными
организациями

и

(или)

физкультурно-спортивными

организациями.

Тренировочная

работа,

организуется с учетом режима дня и занятости учащихся в общеобразовательной школе. Учитывая
успеваемость каждого юного спортсмена по общеобразовательным предметам, тренер-преподаватель
может

уменьшить

для

отдельных

обучающихся

количество

и

длительность

занятий

в

предэкзаменационный и экзаменационный периоды, давая им индивидуальные домашние задания.
Организация образовательной деятельности в учреждении регламентируется в соответствии с
законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», календарным
учебным графиком, учебным планом, настоящей образовательной программой.
Учебный план определяет направления образовательной деятельности отделений по видам
спорта, названия реализуемых программ, количество часов в неделю и количество учебных групп по
годам

обучения.

Количество

часов

и

групп

определяется

приоритетами

образовательной

направленности, социальным заказом родителей, муниципальным заданием. Образовательная
деятельность осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и
правилами.
Учебный план рассчитан на 36 и на 42 учебные недели для дополнительных общеразвивающих
программ, на 52 учебные недели для дополнительных образовательных программ спортивной
подготовки (42 учебные недели в условиях школы и 6 недель самостоятельной работы).
Реализация учебного плана позволяет удовлетворить образовательные запросы обучающихся и
их родителей; создать каждому воспитаннику школы условия для самоопределения и развития;
обеспечить возможность детям и подросткам реализовать свой физический потенциал, задатки и
способности к спорту.
8

Дополнительные образовательные программы реализуются согласно учебному плану МАУ ДО
«Слободо-Туринская СШ» на 2023-2024 учебный год.
Образовательная

деятельность

организуется

в

соответствии

с

дополнительными

образовательными программами (общеразвивающими и программами спортивной подготовки).
Дополнительные

образовательные

программы

рассчитаны

на

срок

от

одного

года

(общеразвивающие) до восьми лет обучения (программы спортивной подготовки).
Учебно-тренировочные занятия проводятся согласно утвержденному расписанию. Расписание
занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся
администрацией

учреждения

по

представлению

педагогических

работников

(тренеров-

преподавателей) с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Основными формами учебно–тренировочного процесса являются:
 групповые практические занятия по расписанию;
 тренировки по индивидуальным планам и выполнение домашних заданий;
 участие в соревнованиях, турнирах и матчевых встречах;
 учебно–тренировочные сборы;
 судейская практика;
 тестирование и контроль.
Методы и формы работы подбирает тренер-преподаватель с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей обучающихся.
Условия реализации программы:


соответствие дополнительных образовательных программ (спортивной подготовки и

общеразвивающих) Федеральным стандартам спортивной подготовки по видам спорта, приказам
Минспорта России и Министерства Просвещения;
 выполнение в полном объеме учебно-тренировочных занятий;
 выполнение в полном объеме воспитательной работы;
 систематическое посещение учебно-тренировочных занятий, участие в соревнованиях,
мероприятиях;


обеспечение

учебно-тренировочного

процесса

соответствующей

материально-

технической базой, соответствующими условиями для проведения занятий.
Способы определения результативности:
 тестирование по общей, специальной физической и технико-тактической подготовке;
 выступление на соревнованиях;
 выполнение разрядных требований;
 сдача норм ВФСК ГТО.
Формы подведения итогов реализации программы:
9

 промежуточная (контрольно-переводные испытания) и итоговая аттестация.
Промежуточная аттестация обучающихся. Процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения содержания программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на этапах обучения, начиная с этапа
начальной подготовки 1 года обучения, итоговая аттестация проводится по окончании полного
выполнения обучающимися требований дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки по избранному виду спорта.
Формами промежуточной аттестации в СШ являются:

- сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической подготовке (согласно
программе по избранному виду спорта);

- участие в соревнованиях различного уровня.
Итоговая аттестация обучающихся. Процедура, проводимая с целью определения степени
освоения образовательной программы спортивной. Итоговая аттестация представляет собой форму
оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы и проводиться на
основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Итоговая аттестация завершает освоение дополнительной программы спортивной подготовки,
является обязательной и проводиться в форме тестирования (принятия контрольных нормативов) по
физической и теоретической подготовке. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся в
полном объеме выполнившие учебный план по дополнительной программе спортивной подготовки
по выбранному виду спорта.
В учреждении организована работа сайта. Сайт является информационным ресурсом
учреждения, который обеспечивает официальное представление информации об учреждении в сети
«Интернет», с целью оперативного ознакомления педагогических работников, обучающихся,
родителей, социальных партнеров и других заинтересованных лиц с образовательной деятельностью
учреждения.
2.3. Воспитательная работа
Воспитательная работа в спортивной школе направлена на формирование личности юного
спортсмена.
Главная задача - воспитание высоких моральных качеств: патриотизма, высокой
сознательности, чувства ответственности за свои поступки, порученное дело. Не менее важно
воспитание уважения, любви к труду и спорту, настойчивости в достижении поставленной цели,
добросовестности, организованности, умения преодолевать трудности.
Ключевой фигурой воспитания в МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» является
тренер-преподаватель, реализующий по отношению к обучающимся личностно-развивающую,
защитную, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Через занятия
в секциях по избранному виду спорта закладывается фундамент всей воспитательной работы
учреждения.
10

При организации воспитательного процесса МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ»
взаимодействует с общеобразовательными школами района, дошкольными образовательными
организациями с целью приобщения детей к регулярным занятиям спортом, привития навыков
здорового образа жизни и отбора наиболее способных обучающихся.
Процесс воспитания в спортивной школе осуществляется по следующим принципам:

- безопасность участников образовательного процесса - соблюдение законности прав
семьи и ребенка, конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритет безопасности
нахождения ребѐнка в образовательной организации;

- основы социального воспитания - в процессе социального воспитания у обучающихся
формируются коммуникативные качества, ответственность, толерантность, активность и
инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества;
- системно-деятельностная организация воспитания - разнообразие содержания
различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе национальных ценностей,
системности процесса и целесообразности;
- психологическая комфортная среда - создание комфортных условий для развития

личности обучающихся, организация для каждого ребенка и взрослого

положительных эмоций и гармоничных отношений при взаимодействии обучающихся, тренеровпреподавателей и родителей (законных представителей);

- социальный рост обучающихся - развитие личных качеств обучающихся для возможности
движения по ступеням социального роста: от наблюдателя, участника и до организатора, лидера;
- индивидуальная работа с воспитанниками - создании ситуации успеха, условий для
участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, положительное подкрепление,
стимулирование;
- работа по формированию детского коллектива - объединение воспитания, обучения
и творческого развития личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного
интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками;
повышение профессионализма и компетентности тренеров-преподавателей умение общаться с обучающимися, стимулировать их духовную энергию, максимизировать
самовыражение, осуществлять патриотическое и духовно-нравственное воспитание, активизировать
интеллектуальное, творческое и физическое развитие, развивать творческий потенциал.

-

В ДЮСШ создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора).
Тренеры-преподаватели ориентированы на формирование коллективов в рамках учебнотренировочных групп и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений.
Общей целью воспитания в МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» является формирование у
обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного
выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной
социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития
личности ребенка и его социализации в обществе. В связи с этим важно сочетание работы
педагога и усилий самого ребенка по саморазвитию и успешности выполнения поставленной
цели - это сотрудничество и партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
11

- удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в физическом
развитии, также в занятиях физической культурой и спортом;
- сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание
обучающихся;
- создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития,
профессионального самоопределений и творческого труда обучающихся;
- социализировать и адаптировать обучающихся в жизни общества;
- сформировать общую культуру обучающихся;
- поддержать деятельность детских инициатив, направленных на социально- значимый
результат;
- реализовать потенциал педагога в воспитании обучающихся,
укрепить
коллективные ценности в педагогическом сообществе;

- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными

представителями, направленную на совместное принятие решений по проблемам личностного
развития обучающихся.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;

- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- наставничество опытных спортсменов;
Основные воспитательные мероприятия:

- просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;
- регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
- проведение тематических праздников;
- встречи со знаменитыми спортсменами, выпускниками школы.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям, этике спортивной
борьбы на площадке и вне ее. Соревнования могут быть средством контроля над успешностью
воспитательной работы в команде.
3. Организационно-педагогические ресурсы, способствующие реализации
образовательной программы
3.1. Кадровое обеспечение
За годы работы в спортивной школе сложился сплоченный творческий педагогический
коллектив, который является самым ценным ресурсом МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ».

12

В 2022-2023 учебном году в спортивной школе работали 11 тренеров-преподавателей, в том
числе 7 штатных. Высшее образование имеют 4 человека, среднее профессиональное – 6 человек,
высшую категорию -2 человека, первую

категорию – 9 чел. Штат педагогических работников

укомплектован на 100%.
3.2 Программно-методическое обеспечение
Наличие грамотно составленного программно-методического обеспечения является одним из
важнейших показателей качества образования и профессиональной компетенции тренерского состава.
Учебно-тренировочная деятельность в МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ»
соответствии

с

дополнительными

общеобразовательными

программами,

реализуется в

разработанными

в

соответствии с действующим законодательством.
В МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» реализуются дополнительные образовательные
программы физкультурно-спортивной направленности по видам спорта: реализуются дополнительные
общеобразовательные программы по лыжным гонкам, лѐгкой атлетике, волейболу, футболу,
полиатлону (троеборье с лыжной гонкой), хоккею, греко-римской борьбе, с 2022 года начата
реализация дополнительной общеразвивающей программы по пулевой стрельбе, реализуется
программа по АФК, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по лыжным
гонкам, полиатлону.
Реализация образовательных программ направлена на физическое воспитание личности,
приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое
совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков.
Спектр предлагаемых программ отличается разнообразием, ориентацией на социальный заказ,
развивающим характером.
Сложившаяся система работы с одаренными в спорте детьми обеспечивает возможность
обучающимся принимать активное участие в различных соревнованиях, завоевывать призовые места
на областных соревнованиях и всероссийских соревнованиях, первенстве УФО, выступать в составе
членов сборной команды Свердловской области, выполнять нормативы спортивных разрядов.
3.3. Материально-техническое обеспечение
Административно-хозяйственная

деятельность

направлена

на

создание

условий

для

обеспечения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности складывается:


из собственных ресурсов, которыми обладают помещения здания МАУ ДО «Слободо-

Туринская СШ», где проводятся учебно-тренировочные занятия;

13

Каждое отделение по виду спорта имеет спортивное оборудование и инвентарь. В МАУ ДО
«Слободо-Туринская СШ»

имеются технические средства обучения: видеокамера, телевизор;

разнообразная методическая литература, включая современную литературу.
В распоряжении МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» имеются 2 спортивных зала,
тренажерный зал, тир, учебный класс, стадион с футбольным полем, беговой дорожкой, волейбольной
площадкой, площадкой для стритбола.
В распоряжении учреждения имеется множительная техника, цветные принтеры; подключение
к сети Интернет, работает электронная почта, сайт учреждения. Таким образом, обеспечивается
возможность сотрудникам работать с различными электронными ресурсами.
В целом материально-техническая база МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» соответствует
санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и
позволяет решать задачи обучения и воспитания.
Учреждение

имеет

санитарно-эпидемиологическое

заключение

на

осуществление

образовательной деятельности № 66.01.37.000.М.002632.10.19 от 16.10.2019 г., а также заключение о
соответствии требованиям пожарной безопасности № 0321 от 13.11.2019 г.
4. Диагностика результативности освоения программы.
Оценочные и методические материалы
Управление
совершенствования

качеством

образования

образовательной

является

деятельности

одним

из

ведущих

направлений

учреждения.

На

основании

мониторинга

фиксируется состояние качества дополнительного образования детей в целом, прогнозируется его
развитие.
Одними из показателей результативности освоения программы являются спортивные
достижения обучающихся МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ».
Основные формы подведения итогов реализации образовательной программы: участие в
соревнованиях, сдача контрольно-переводных нормативов, выполнение нормативов по спортивным
разрядам в соответствии со спецификой вида спорта..
Мониторинг — это непрерывное (систематическое) отслеживание состояния и результатов
какой-либо деятельности с целью управления их качеством и повышения эффективности. Целью
мониторинга является обеспечение объективного информационного сопровождения эффективного
управления на всех уровнях и направлениях деятельности учреждения. Одним из предметов
мониторинга в СШ являются образовательные результаты.


спортивная школа как учреждение физкультурно-спортивной направленности ежегодно

сдает различные отчеты, которые включают в себя результаты работы спортивной школы по разным
параметрам.

14

На основании данных отчетов и материалов, а также в соответствии с учебными программами
по видам спорта выстроилась система показателей образовательных результатов спортивной школы.
Выполнение контрольно-переводных нормативов.
В каждой дополнительной образовательной программе представлены контрольные нормативы
и упражнения, которые являются основой постоянного контроля за темпами развития физических
качеств спортсменов. Контроль включает педагогическое тестирование физического состояния
ребенка, его общефизической и специальной физической подготовленности.
Комплексный педагогический контроль позволяет объективно оценить подготовленность
юного спортсмена, обучающегося МАУ ДО

«Слободо-Туринская

СШ».

При выполнении

нормативных требований по ОФП (общей физической подготовке) и СФП (специальной физической
подготовке) осуществляется прием обучающихся на программы спортивной подготовки и перевод по
годам обучения.
Документация по нормативам систематизируется по учебным годам.
Выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов.
Одним из показателей работы спортивной школы является подготовка спортсменовразрядников. Присвоение спортивных званий и разрядов осуществляется в соответствии с Единой
всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК), где определены нормы, выполнение которых
необходимо для их присвоения для всех официально признанных видов спорта.
Анализ данного показателя позволяет наблюдать за продвижением обучающегося спортсмена
(т. е. периодичностью повышения разряда).
Результаты участия в соревнованиях разного уровня (кол-во принявших участие и
количество занятых призовых мест).
Важной составляющей деятельности МАУ ДО «Слободо-Туринская СШ» являются результаты
участия воспитанников в различных соревнованиях, где они приобретают соревновательный опыт,
показывают не только свои возможности, но и результаты учебных тренировок, а также вклад своего
тренера-преподавателя.
На основании протоколов соревнований ведется школьная электронная база «Достижения
обучающихся СШ».
С целью диагностики успешности овладения обучающимися содержания образовательной
программы проводится педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования,
выполнения обучающимися контрольных упражнений, участия в соревнованиях, а также регулярности
посещаемости обучающимися занятий.
В ходе реализации программы используются следующие виды контроля:
- входной (проводится с целью определения начального уровня физических способностей детей
при записи в группу и на первых занятиях (беседа с ребѐнком, наличие медицинской справки,
результаты контрольных упражнений, педагогические наблюдения),
15

- итоговый (проводится в конце учебного года с целью определения уровня физических
способностей обучающихся в результате освоения программы: тестирование, сдача контрольных
упражнений по ОФП и СФП, соответствующие возрасту воспитанников). Подведением итогов по
реализации программы является участие воспитанников в соревнованиях различного уровня
(школьных, районных, межрайонных, областных).
Формами подведения итогов для подтверждения достоверности полученных результатов
освоения программы могут быть протоколы сдачи контрольных упражнений по ОФП и СФП,
протоколы соревнований.
Образовательный результат — это, прежде всего, достижение ребенка. Образовательный
результат всегда есть то или иное проявление успешности или неуспешности ребенка в конкретном
виде деятельности. А мониторинг — одно из важнейших педагогических средств предотвращения и
преодоления неуспешности детей и подростков.
Методическое обеспечение.
Для обеспечения качественного образовательного процесса в учреждении создана система
методической работы, обеспечивающая непрерывный профессиональный рост тренерского состава,
молодых специалистов.
Методическая работа в учреждении включает в себя:
- информационно-методические мероприятия (заседания тренерского совета, индивидуальная
работа с тренером-преподавателем, семинары, педагогические советы);
- практико-ориентированные мероприятия (работа с педагогическими кадрами, проведение
открытых занятий, мастер-классов, мероприятий, изучение, обобщение и внедрение передового
педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах);
- научно-методическое обеспечение (аналитическая и диагностическая деятельность);
- инструктивно-методические мероприятия (создание и пополнение методического фонда,
консультативная и методическая помощь тренерскому составу учреждения).
5. Ожидаемые результаты освоения программы. Описание модель выпускника
Результатом реализации программы является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в предметных областях.
В области теории и методики физической культуры и спорта:

- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов
спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий
по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным
органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и антидопинговые
правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение
16

противоправного

влияния

на

результаты

официальных

спортивных

соревнований

и

об

ответственности за такое противоправное влияние);

- основы спортивной подготовки;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях выбранным видом спорта.
В области общей и специальной физической подготовки:

- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости)
и психологических качеств, в том числе, базирующихся на их способностях, а также их гармоничное
сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных
возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.
В области избранного вида спорта:

- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта, повышение плотности
технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся
тренировочных и соревновательных нагрузок;

- выполнение норм, требований и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и
званий по избранному виду спорта.
Модель выпускника
«Модель выпускника» — ожидаемый результат деятельности всех субъектов образовательного
процесса. Это ориентир для построения учебно-воспитательного процесса, согласования деятельности
различных звеньев и структур учреждения, проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов, развертывания контрольно-мониторинговых комплексов и т.д.
Выпускник является личностью, он творческий человек. Он – свободный человек, лично
принимающий решения и несущий ответственность за последствия; он активно созидает, а не только
потребляет.
Выпускник является культурным человеком, свободно ориентирующимся в обществе. Это
означает, что он унаследовал наиболее важные нормы, накопленные обществом в процессе
исторического развития (нравственные нормы и принципы, в том числе толерантность, уважение к
17

человеку, коммуникабельность, открытость в общении, законопослушание, уважительное отношение к
представителям различных наций и религий).
Выпускник бережно относится к своему здоровью, умеет рационально организовать свой труд.
Является активным сторонником здорового образа жизни. Он владеет наиболее важными
способностями в области физической культуры, спорта, физического труда. Выпускник стремится к
физическому совершенствованию, он относится к здоровью как к важной и общественной ценности.
Избегает вредных привычек.
Выпускник становится профессионалом в выбранном виде спорта.
Ключевые компетенции модели выпускника:
1. Профессиональный (спортивный) потенциал:
- высокий уровень специализации с использованием всей совокупности средств и методов тренировки,
обеспечивающих достижения результатов кандидата в мастера спорта, Мастера спорта;
- психическая устойчивость спортсмена;
- высокий уровень владения тактическими действиями в процессе соревнований и теоретическими
знаниями в вопросах спортивной подготовки;
- знание и соблюдение норм, обеспечивающих безопасность учебно-тренировочных занятий, правила
спортивных соревнований;
- навыки составления индивидуального плана спортивной подготовки, тренировочных и
соревновательных заданий и их выполнение;
- умение принятия нестандартных решений;
- пропаганда физической культуры и спорта;
- практическая помощь юным спортсменам.
2. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность;
- старательность;
- настойчивость;
- самостоятельность;
- творческий подход к работе.
3. Интеллектуальное развитие:
- потребность применять знания на практике;
- умение обобщать, анализировать, делать выводы;
- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе.
4. Ценностный потенциал:
- понимание (представление) смысла жизни;
- наличие жизненных планов.
18

5. Мировоззрение, мироощущение:
- понимание и принятие философии прав и свобод человека;
- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания);
- способность сделать правильный, нравственный, социальный, политический выбор.
6. Здоровье и здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- стремление к физическому совершенствованию;
- отсутствие вредных привычек;
- психическое здоровье.
6. Учебно-спортивная база, штаты и финансирование
Спортивная школа при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и
обуви в

объеме, необходимом для

качественного проведения

учебно-спортивной работы,

руководствуется «Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным
оборудованием и инвентарем» (приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 г. №345) и «Табелем
обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» (приказ
Госкомспорта России от 03 марта 2004г. № 190/л).
Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося
фонда оплаты труда и согласовывается с учредителем.
Количество ставок тренеров-преподавателей, специалистов, необходимых для осуществления
учебного процесса определяется количеством групп и годовым объемом учебно-тренировочной
нагрузки на все группы в пределах утвержденного муниципального задания.
Финансирование участия обучающихся в соревнованиях осуществляется за счет средств
местного бюджета и других, не запрещенных законом источников в порядке, определяемом
муниципальными органами управления физической культурой и спортом.
7. Взаимодействие с другими организациями
В целях улучшения спортивно-массовой работы в СШ и в районе коллектив работает в тесном
взаимодействии с общеобразовательными организациями, с учителями физической культуры, МКУК
«ЦКР Слободо-Туринского муниципального района», с администрацией района и сельских поселений,
районной газетой «Коммунар».
Это взаимодействие проявляется в работе по организации и проведению всех спортивномассовых мероприятий в районе.

19

Для повышения профессионального уровня педагогических кадров и сотрудников СШ
осуществляет

взаимодействие

с

научно-методическими

центрами,

институтами

и

другими

организациями: Федерациями по развиваемым видам спорта Свердловской области, министерством по
физической культуре и спорту Свердловской области.

20

6. Заключение
Данная образовательная программа позволяет подойти к планированию будущего как к
разработке целостной системы действий с четко определенными результатами.
Образовательная программа позволяет своевременно предупреждать возможные угрозы
достижения запланированного результата. Наличие программы дает возможность знать, кто, когда и
какие действия будет совершать, какой конечный результат должен быть получен к определенному
времени.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».