ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Направленность
Сведения об авторе педагоге
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Греко-римская борьба»
физкультурно-спортивная
ФИО
Год рождения
Образование
Должность
Квалификационная
категория
Контактные данные
Сведения о программе
1.Нормативная база.
Толах Альберт Николаевич
1973
Среднее профессиональное
Тренер-преподаватель
первая
Tolah-albert@mail.ru 89505567173
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования до
2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта
2022 года № 678 - р);
- Постановление Главного государственного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по
проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей,
направленными письмом Министерства образования и
науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
2
2.Объем и срок освоения
4.Возраст обучающихся
5.Уровень программы
6.Тип программы
Характеристика
программы
По месту
модели
в
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с социальным сертификатом (для
сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 –
Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодѐжной
политике Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104 -д
«Об утверждении методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях»;
- Устав и локальные акты учреждения.
3 года, 648 часов
10 -14 лет
базовый
модифицированная
образовательной программа разновозрастного детского объединения
Цель программы
Учебные разделы
Ведущие формы и методы
образовательной деятельности
Формы мониторинга
Дата утверждения и
последней корректировки
развитие физических и морально - волевых качеств,
укрепление здоровья обучающихся посредством занятий
греко - римской борьбой.
Теория физической культуры и спорта
Общая
физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Соревновательная практика
Другие виды спорта
и подвижные игры
Формы
обучения:
фронтальная, индивидуальная,
групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: групповые учебно-тренировочные занятия,
теоретические занятия, контрольные испытания.
зачет, контрольные испытания по ОФП и СФП; участие в
соревнованиях.
07.05.2024
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы
Учебный план
Учебно-тематический план с содержанием разделов 1 года обучения
Учебно-тематический план с содержанием разделов 2 года обучения
Учебно-тематический план с содержанием разделов 3года обучения
1.4 Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
2.3 Список литературы
Приложение
4
стр.5
стр.6
стр.7
стр.7
стр.8
стр.11
стр.15
стр.
стр.19
стр.21
стр.
стр.23
стр.
стр.24
стр.
стр.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Греко-римская
борьба» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа модифицированная, составлена на основе программы спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских
школ олимпийского резерва под редакцией Б.А. Подливаева, Г.М. Грузных, актуализирована в
соответствии с условиями образовательной организации.
При разработке программы за основу взяты педагогические подходы формирования
здоровья и развития личности средствами физического воспитания, разработанные П.Ф.
Лесгафтом, Э.Н. Вайнером, а также ведущие положения психолого-педагогических теорий
личностно-ориентированного подхода в системе физического воспитания, разработанные В.П.
Лукьяненко, Л.Б. Кофменом, В.В. Кузиным и др.
Программа ежегодно корректируется с учѐтом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии, интересов,
способностей и особенностей детей.
Программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 - р);
- Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г.
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими
рекомендациями по
проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным сертификатом»;
5
- Приказ Министерства образования и молодѐжной политике Свердловской области от
26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав и локальные акты учреждения.
Актуальность программы заключается в том, что занятия греко-римской борьбой в
полной мере обеспечивают укрепление здоровья, высокую физическую подготовку,
формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
Занятия греко-римской борьбой в полной мере обеспечивают укрепление здоровья,
высокую физическую подготовку, учат концентрироваться, справляться со стрессом, развивают
навык самообороны.
В условиях, когда по данным официальной статистики Минздрава России существенно
снижены показатели здоровья подрастающего поколения, сложно переоценить роль занятий
физической культурой и спортом, как наиболее массового (по охвату детей и молодѐжи)
способа передачи основ культуры здорового образа жизни, увеличения общего объѐма
двигательной активности обучающихся.
Помимо этого программа «Греко-римская борьба» удовлетворяет запросы родителей и
детей, возрастающим интересом населения к различным видам единоборств, одним из
которых, является греко-римская борьба.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного
возраста 10 – 14 лет.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы учитываются
возрастные особенности детей, а также объективные закономерности развития, формировании
систем организма, двигательных и других функции.
Функциональные возможности мышечной системы подростков ниже, чем у взрослых.
Поэтому упражнения на силу и выносливость в программе строго регламентированы, и их
последовательность и нагрузка возрастает по мере приспособления к ней. Подбираются также
комплексы упражнений, направленных на развитие быстроты, ловкости, гибкости.
В рассматриваемом возрасте значительные изменения претерпевает и психика ребят.
Происходит дальнейшее психическое возмужание. У них развиваются такие высшие
психические способности, как логическое мышление, умение обобщать и анализировать свои
поступки и поведение. И здесь тренировки приносят неоспоримую пользу. В процессе занятий
дети учатся уважать друг друга на ковре и в жизни, уметь находить компромиссы в спорных
ситуациях. Вместе делят горечь поражений и радость побед. Это закладывает хорошую основу
для их физического и духовного развития, что немаловажно именно в подростковом возрасте.
Состав группы –12-20 человек. Группы формируются разновозрастные.
Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, после освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по греко-римской борьбе
стартового уровня. Обязательным условием приема детей в объединение является наличие
медицинской справки, дающей допуск к занятиям с физическими нагрузками и соревнованиям.
Уровневость программы. Программа базового уровня предполагает использование
специализированных предметных знаний, умений, компетенций, формирование навыков на
уровне практического применения и реализацию таких форм организации материала, которые
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления программы «Греко-римская борьба», а именно теорию физической культуры и
спорта; общую физическую подготовку; специальную физическую подготовку; техническую и
тактическую подготовку.
Сроки реализации программы, еѐ объѐм и режим занятий. Программа рассчитана на
3 года обучения, 648 часов, ежегодно по 216 часов – 3 занятия в неделю по 2 часа.
6
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая.
Перечень видов занятий: групповые учебно-тренировочные занятия, теоретические
занятия, контрольные испытания.
Перечень форм подведения итогов: зачет по теоретической подготовке; прохождение
практических контрольных испытаний по ОФП и СФП; участие в соревнованиях по
избранному виду спорта.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие физических и морально - волевых качеств, укрепление
здоровья обучающихся посредством занятий греко - римской борьбой.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей развития спортивной борьбы, ее правилами, техникой, тактикой,
правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- сформировать элементарные знания в области анатомии, физиологии и гигиены человека;
- обучить техническим элементам и правилам борьбы;
- подготовить обучающихся к соревновательной деятельности по греко-римской борьбе,
реализуя индивидуальные возможности спортсменов;
- обучить тактическим действиям.
Развивающие:
- развитие познавательных, физических, нравственных способностей обучающихся
путѐм использования их потенциальных возможностей;
- развитие координации, гибкости, общей физической выносливости, силы и других
физических качеств обучающихся.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности, самостоятельности, дисциплинированности;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом в
свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни;
- социализация и адаптация к жизни в обществе.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
Раздел программы
Всего
Количество часов
1 год
2 год
3 год
теория практи теори практ
ка
я
ика
Теория физической культуры и
спорта
2 Общая физическая подготовка
3 Специальная физическая подготовка
1
теория практи
ка
15
5
-
5
-
5
-
255
186
-
87
61
-
87
61
-
81
64
7
4
5
Технико-тактическая подготовка
Соревновательная практика
6
Аттестация
7
126
15
15
Другие виды спорта
подвижные игры
и
4
-
36
5
4
-
36
5
4
-
39
5
-
5
-
5
-
5
-
-
-
13
39
9
Всего часов
13
207
216
9
207
216
13
9
207
216
648
Учебно-тематический план
1 год обучения, 216 часов
всего часов
теория
практика
№
1
Теория физической культуры и спорта
5
5
-
2
3
Общая
физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
87
61
-
87
61
4
Технико-тактическая подготовка
40
4
36
5
Соревновательная практика
6
7
Аттестация
Другие виды спорта и подвижные игры
Раздел программы
5
5
-
13
Всего часов
216
5
5
13
9
Формы/ методы
контроля/аттестации
Тест, беседа
Контрольные нормативы
Контрольные нормативы
Выполнение нормативов
Наблюдение
Участие в соревнованиях,
результативность
Наблюдение
Наблюдение, участие в
соревнованиях
207
Содержание учебно – тематического плана
Раздел 1. Теория физической культуры и спорта
Темы:
Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке. Переносной
ковер для борьбы. Размещение переносного ковра в зале и подготовка его к занятиям:
натягивание покрышки, обкладка матами, коврами, дорожками, разметка.
2.
История развития спортивной (греко-римской) борьбы. Возникновение и история
Олимпийского движения. Зарождение спортивной борьбы в России. Виды спортивной борьбы.
3.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние различных
физических упражнений на организм человека. Изменения, наступающие в опорнодвигательном аппарате, органах дыхания, кровообращения, в деятельности ЦНС в результате
занятий борьбой.
1.
8
Требования техники безопасности при занятиях спортивной (греко-римской)
борьбой (приложение №6). Необходимые требования правил поведения и норм техники
безопасности на занятиях во избежание травм. Запрещенные действия в борьбе. Страховка и
помощь. Техника безопасности при выполнении различных обще-подготовительных и
специально-подготовительных упражнений борца. Правила поведения на занятиях и
соревнованиях по борьбе и другим видам спорта. Техника безопасности на соревнованиях
Форма аттестации и контроля: тест, беседа
4.
Раздел 2. Общая физическая подготовка
Практика:
1.
«Беговые упражнения».
Строевые упражнения на месте, в движении. Повороты направо, налево, кругом. Перестроения.
Перемена направления в движении. Остановка во время ходьбы. Переход с шага на бег и
наоборот. Изменение скорости движения.
Обще подготовительные, координационные и развивающие упражнения.
Ходьба обычная, спиной вперед, в полу приседе, в полном приседе, с вращением вокруг своей
оси, быстрая. Бег на короткие дистанции из различных стартовых положений. Бег на средние и
длинные дистанции. Бег по пересеченной местности. Бег с преодолением препятствий.
Разновидности бега (правым, левым боком, с высоким подниманием бедра, скрестный, с
захлестыванием голени).
2.
Прыжки.
Прыжки в длину (с места, с разбега).
Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (со скакалкой, гимнастическими
палками, мячами, гантелями, гирями)
3.
Упражнения на гимнастических снарядах.
Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах (гимнастическая стенка, канат,
перекладина, брусья, гимнастическая скамейка).
Форма аттестации и контроля: контрольные нормативы
Раздел 3. Специальная физическая подготовка
1.
Акробатические упражнения.
Кувырки вперед и назад. Кувырки с разбега. Кувырки с разбега через препятствие. Перевороты
через препятствие (правым и левым боком, с упором на руки). Перевороты правым, левым
боком («колесо»). Кувырки через правое и левое плечо. Подъемы с разгибом. Перемещения в
упорах согнувшись (руки впереди, руки сзади). Прыжки через партнера(«чехарда»).
2.Специальные игровые комплексы.
Подвижные игры, игры в касания, теснения, выталкивания (Приложение №7).
3.Упражнения намосту.
Передний борцовский мост. Задний борцовский мост (без предметов, с предметами). Забегания
вокруг головы в правую и левую стороны. Перевороты через голову. Опускание со стойки на
борцовский или гимнастический мост с переходом на ноги (с помощью партнера, с помощью
предметов, самостоятельно). Дожимания до лопаток на заднем борцовском мосту. Уходы с мост
(контрдействия).
Форма аттестации и контроля: контрольные нормативы
Раздел 4. Технико-тактическая подготовка
Теория. Освоение и совершенствование захватов. Этапы освоения технических действий.
9
Правила ведения поединка. Порядок усвоения приемов. Важность закрепления каждого этапа.
Практика.
Приемы с захватом руки изнутри;
Приемы с захватом руки из – под плеча;
Захват «Петля»;
Захват «Крест»;
Бросок «Мельница»;
Бросок «Посадка»;
Приемы с захватом двумя руками изнутри;
Приемы с захватом одной рукой снаружи;
«Ключ»;
Бросок «Задний пояс»;
Бросок «Обратный пояс»;
Форма аттестации и контроля: выполнение нормативов, наблюдение
Раздел 5. Соревновательная практика
К соревнованиям допускаются обучающиеся, которые систематически посещают учебнотренировочные занятия, прошли тщательное медицинское обследование.
На данном этапе обучения, количество соревновательных схваток 4-8.
Обязательное участие в соревнованиях по другим видам спорта: «Кросс Нации», «Лыжня
России».
Форма аттестации и контроля: участие в соревнованиях, результативность
Раздел 6. Другие виды спорта и подвижные игры
Игровые комплексы (приложение №7)
Игры в касания.
Игры в касания.
Игры в блокирующие захваты.
Игры в атакующие захваты.
Игры в теснения.
Игры в дебюты (начало поединка).
Игры в перетягивание.
Игры с опережением и борьбой за выгодное положение.
Игры за сохранение равновесия.
Игры с отрывом соперника от ковра.
Игры за овладение обусловленным предметом.
Игры с прорывом через строй, из круга для формирования навыков единоборства и
развития физических качеств.
Другие виды спорта
Спортивные игры: регби, футбол – ознакомление с основными элементами техники, тактики и
правилами соревнований; двусторонние игры.
Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания, лазанья, метаний,
кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; переноской груза; с
10
сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами, элементами спортивных игр;
комбинированные эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.
Форма аттестации и контроля: участие в соревнованиях, наблюдение.
Раздел 7. Промежуточная аттестация
Практика: Сдача нормативов, контрольные замеры. ( Приложение №1)
Форма аттестации и контроля: Сдача нормативов, контрольные замеры.
Учебно-тематический план
2 год обучения, 216 часов
всего часов
теория
практика
№
1
Теория физической культуры и спорта
5
5
-
2
3
Общая
физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
87
61
-
87
61
4
Технико-тактическая подготовка
40
4
36
5
Соревновательная практика
6
Аттестация
7
Другие виды спорта и подвижные игры
Раздел программы
5
5
-
5
5
13
Всего часов
216
13
9
Формы/ методы
контроля/аттестации
Тест, беседа
Контрольные нормативы
Контрольные нормативы
Выполнение нормативов
Наблюдение
Участие в соревнованиях,
результативность
Сдача нормативов,
контрольные замеры
Наблюдение, участие в
соревнованиях
207
Содержание учебно – тематического плана
Темы:
Раздел 1. Теория физической культуры и спорта
Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке. Переносной
ковер для борьбы. Размещение переносного ковра в зале и подготовка его к занятиям:
натягивание покрышки, обкладка матами, коврами, дорожками, разметка.
2.
История развития спортивной (греко-римской) борьбы. Возникновение и история
Олимпийского движения. Зарождение спортивной борьбы в России. Виды спортивной борьбы.
3.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние различных
физических упражнений на организм человека. Изменения, наступающие в опорнодвигательном аппарате, органах дыхания, кровообращения, в деятельности ЦНС в результате
занятий борьбой.
1.
11
4.
Требования техники безопасности при занятиях спортивной (греко-римской)
борьбой (приложение № 6). Необходимые требования правил поведения и норм техники
безопасности на занятиях во избежание травм. Запрещенные действия в борьбе. Страховка и
помощь. Техника безопасности при выполнении различных обще-подготовительных и
специально-подготовительных упражнений борца. Правила поведения на занятиях и
соревнованиях по борьбе и другим видам спорта. Техника безопасности на соревнованиях
Форма аттестации и контроля: тест, беседа
Раздел 2. Общая физическая подготовка
Практика:
Упражнения:
Строевые и порядковые упражнения
Ходьба
Прыжки
Переползания
Бег
Упражнения для рук и плечевого пояса
Упражнения для туловища
Упражнения на расслабление
Дыхательные упражнения
Упражнения с предметами: скакалкой, гимнастической палкой набивным мячом.
Форма аттестации и контроля: контрольные нормативы
Раздел 3. Специальная физическая подготовка
1.
Акробатические упражнения.
Кувырки вперед и назад. Кувырки с разбега. Кувырки с разбега через препятствие. Перевороты
через препятствие (правым и левым боком, с упором на руки). Перевороты правым, левым
боком («колесо»). Кувырки через правое и левое плечо. Подъемы с разгибом. Перемещения в
упорах согнувшись (руки впереди, руки сзади). Прыжки через партнера(«чехарда»).
2.
Упражнения для укрепления мышц шеи
Наклоны головы вперед с упором рукой в подбородок; наклоны головы вперед и назад с
упором соединенных рук в затылок (с захватом головы руками); наклон головы в сторону с
помощью руки; движение головы вперед, назад в стороны; кругообразные из упора головой в
ковер с помощью и без помощи рук; движения вперед-назад, в стороны, кругообразные, стоя на
голове с опорой ногами о стену; наклоны головы в стойке с помощью партнера; стоя на
четвереньках.
3.
Упражнения намосту.
Передний борцовский мост. Задний борцовский мост (без предметов, с предметами). Забегания
вокруг головы в правую и левую стороны. Перевороты через голову. Опускание со стойки на
борцовский или гимнастический мост с переходом на ноги (с помощью партнера, с помощью
предметов, самостоятельно). Дожимания до лопаток на заднем борцовском мосту. Уходы с мост
(контрдействия).
4.
Упражнения в самостраховке: перекаты в группировке на спине; положение рук при
падении на спину; падение на спину из положения, сидя, из приседа, из полуприседе, из стойки,
прыжком через стоящего на четвереньках партнера; через горизонтальную палку; положение
при падении на бок; перекат на бок, с одного бока на другой; падение на бок; из положения,
сидя, из приседа, из основной стойки, через стоящего на четвереньках партнера, через шест
12
(палку); кувырок вперед с подъемом разгибом; кувырок вперед через плечо; кувырок вперед
через стоящего на четвереньках партнера с падением на бок; кувырок через палку с падением
на бок; кувырок с прыжка, держась за руку партнера; падение вперед с опорой на кисти из
стойки на коленях, из основной стойки.
5.
Имитационные упражнения: имитация различных действий и оценочных приемов без
партнера; имитация различных действий и оценочных приемов с манекеном; имитация
различных действий и приемов с резиновыми амортизаторами, набивными мячами,
отягощениями; имитация изучаемых атакующих действий с партнером без отрыва и с отрывом
его от ковра; выполнение различных действий и оценочных приемов с партнером,
имитирующим различные действия, захваты, перемещения.
6.
Упражнения с манекеном: поднимание манекена, лежащего (стоящего) на ковре;
броски манекена толчком руками вперед, назад (через голову), в стороны; переноска манекена
на руках, плече, спине, бедре, стопе, голове и т.п.; повороты, наклоны, приседания с манекеном
на плечах, руках, бедре, голове; лежа на спине, перетаскивание манекена через себя, перекаты в
стороны; ходьба и бег с манекеном на руках, плечах, голове, бедре, стопе и т.д.; движения на
мосту с манекеном на груди продольно, поперек; имитация изучаемых приемов.
7.
Упражнения с партнером: поднимание партнера из стойки обхватом за пояс, грудь;
поднимание партнера, стоящего на четвереньках, лежащего на животе; переноска партнера на
плечах, на спине, на бедре; сидящего спереди, на руках впереди себя; приседания и наклоны с
партнером на плечах; приседания, стоя спиной друг к другу, сцепив руки в локтевых сгибах;
стоя спиной друг к другу и взявшись за руки, наклоны, сведение и разведение рук, перевороты,
круговые вращения; ходьба на руках с помощью партнера; отжимание рук в разных исходных
положениях: стоя лицом друг к другу, руки внизу, вверху, перед грудью; опираясь в колени
лежащего на спине партнера, опираясь в плечи стоящего на четвереньках партнера, опираясь в
плечи партнера, находящегося в упоре лежа; положив ноги на плечи стоящего в основной
стойке партнера; выпрямление рук, стоя лицом друг к другу; лежа на спине ногами друг к
другу; отжимание ног, разведение и сведение ног; стоя лицом друг к другу, поднимание и
опускание рук через стороны, разведение и сведение рук на уровне плеч, сгибание и разгибание
рук; кружение, взявшись за руки, за одну руку; вращение партнера на плечах, на спине, впереди
на руках, обхватив под руки спереди (сзади); внезапные остановки после кружения и вращения;
кувырки вперед и назад, захватив ноги партнера; падение на спину и вставание в стойку с
помощью партнера
Форма аттестации и контроля: контрольные нормативы
Раздел 4. Технико-тактическая подготовка
Основные положения в борьбе
Стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, средняя,высокая.
Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на
одном колене, мост, полумост.
Положения в начале и конце схватки, формы приветствия.
Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата.
Элементы маневрирования
В стойке: передвижение вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками
и уклонами с поворотами налево - вперед, направо - назад, направо - кругом на 180º.
В партере: передвижение в стойке на одном колене; выседы в упоре
лежа вправо, влево;
подтягивания, лежа на животе, отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг
вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на
13
мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах.
Маневрирования в различных стойках (левой-правой, высокой – низкой и т.п.); знакомство со
способами передвижений и действий в заданной стойке
по средством игр в касания
маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов
(наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают»,
апробируют в действии способы решения поставленных задач коснуться рукой (двумя)
обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рынок и т.п.).
Техника борьбы
Переворот рычагом
Защиты:
а) не дать выполнить захват, прижимая свое плечо к туловищу;
б) выставить ногу на ступню в сторону переворота.
Контрприемы
а) переворот за себя захватом разноименной руки под плечо;б) сбивание захватом туловища;
в) сбивание захватом одноименного плеча;
г) переворот выседом захватом руки под плечо.
Переворот скручиванием захватом рук сбоку Защиты:
а) отвести дальнюю руку в сторону;
б) выставить ногу на ступню в сторону переворота. контрприемы а) переворот за себя захватом
одноименного плеча;
б) переворот за себя захватом разноименной руки под плечо.
Переворот скручиванием захватом дальней руки сзади - сбоку
Защиты:
а) отвести дальнюю руку в сторону;
б) освободить захваченную руку предплечья свободной руки;
в) выставить ногу (разноименную захваченной руке) в сторону переворота и повернуться
спиной к атакующему (выседом).
Контрприемы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо;
б) переворот за себя захватом одноименного плеча и шеи.Перевороты забеганием
Переворот забеганием захватом шеи из -под плеча
Защиты:
а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею;
б) выставить ногу в сторону переворота;
в) прижимая руку к себе, повернуться спиной к атакующему.
Контрприемы:
а) выход наверх выседом;
б) бросок подворотом захватом руки под плечо.
Форма аттестации и контроля: выполнение нормативов, наблюдение
Раздел 5. Соревновательная практика
К соревнованиям допускаются обучающиеся, которые систематически посещают учебнотренировочные занятия, прошли тщательное медицинское обследование.
На данном этапе обучения, количество соревновательных схваток 8-8.
Обязательное участие в соревнованиях по другим видам спорта: «Кросс Нации», «Лыжня
России».
Форма аттестации и контроля: участие в соревнованиях, результативность.
14
Раздел 6. Другие виды спорта и подвижные игры
Спортивные игры: регби, футбол – ознакомление с основными элементами техники, тактики и
правилами соревнований; двусторонние игры.
Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания, лазанья, метаний,
кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; переноской груза; с
сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами, элементами спортивных игр;
комбинированные эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.
Форма аттестации и контроля: участие в соревнованиях, наблюдение.
Раздел 7. Аттестация
Практика: Сдача нормативов, контрольные замеры (Приложение №1)
Форма аттестации и контроля: Сдача нормативов, контрольные замеры.
Учебно-тематический план
3 год обучения, 216 часов
всего часов
теория
практика
№
1
Теория физической культуры и спорта
5
5
-
2
3
Общая
физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
87
61
-
81
64
4
Технико-тактическая подготовка
40
4
39
5
Соревновательная практика
6
Промежуточная аттестация
7
Другие виды спорта и подвижные игры
Раздел программы
5
5
-
5
5
13
Всего часов
216
13
9
Формы/ методы
контроля/аттестации
Тест, беседа
Контрольные нормативы
Контрольные нормативы
Выполнение нормативов
Наблюдение
Участие в соревнованиях,
результативность
Сдача нормативов,
контрольные замеры
Наблюдение, участие в
соревнованиях
207
Содержание учебно – тематического плана
Раздел 1. Теория физической культуры и спорта
Темы:
1.
Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке. Переносной
ковер для борьбы. Размещение переносного ковра в зале и подготовка его к занятиям:
натягивание покрышки, обкладка матами, коврами, дорожками, разметка.
2.
История развития спортивной (греко-римской) борьбы. Виды спортивной борьбы.
Профессиональная борьба и ее лучшие представители в РФ
15
Гигиенические знания и навыки закаливания, режим и питание спортсмена. Роль
режима для борца. Примерный распорядок дня юного борца. Весовой режим борца. Питание.
Особое значение питания для растущего организма.
4.
Уголовная, административная и дисциплинарная ответственность за неправомерное
использование навыков приемов борьбы, в том числе за превышение пределов необходимой
обороны
3.
Требования техники безопасности при занятиях спортивной (греко-римской)
борьбой (Приложение №6). Необходимые требования правил поведения и норм техники
безопасности на занятиях во избежание травм. Запрещенные действия в борьбе. Страховка и
помощь. Техника безопасности при выполнении различных обще-подготовительных и
специально-подготовительных упражнений борца. Правила поведения на занятиях и
соревнованиях по борьбе и другим видам спорта. Техника безопасности на соревнованиях
Форма аттестации и контроля: тест, беседа
5.
Раздел 2. Общая физическая подготовка
Практика:
Упражнения:
Строевые и порядковые упражнения
Ходьба
Прыжки
Переползания
Бег
Упражнения для рук и плечевого пояса
Упражнения для туловища
Упражнения на расслабление
Дыхательные упражнения
Упражнения с предметами: скакалкой, гимнастической палкой набивным мячом.
Форма аттестации и контроля: контрольные нормативы
Раздел 3. Специальная физическая подготовка
1.
Акробатические упражнения.
Кувырки вперед и назад. Кувырки с разбега. Кувырки с разбега через препятствие. Перевороты
через препятствие (правым и левым боком, с упором на руки). Перевороты правым, левым
боком («колесо»). Кувырки через правое и левое плечо. Подъемы с разгибом. Перемещения в
упорах согнувшись (руки впереди, руки сзади). Прыжки через партнера(«чехарда»).
2.
Упражнения для укрепления мышц шеи
Наклоны головы вперед с упором рукой в подбородок; наклоны головы вперед и назад с
упором соединенных рук в затылок (с захватом головы руками); наклон головы в сторону с
помощью руки; движение головы вперед, назад в стороны; кругообразные из упора головой в
ковер с помощью и без помощи рук; движения вперед-назад, в стороны, кругообразные, стоя на
голове с опорой ногами о стену; наклоны головы в стойке с помощью партнера; стоя на
четвереньках.
3.
Упражнения на мосту.
Передний борцовский мост. Задний борцовский мост (без предметов, с предметами). Забегания
вокруг головы в правую и левую стороны. Перевороты через голову. Опускание со стойки на
борцовский или гимнастический мост с переходом на ноги (с помощью партнера, с помощью
16
предметов, самостоятельно). Дожимания до лопаток на заднем борцовском мосту. Уходы с мост
(контрдействия).
4.
Упражнения в самостраховке: перекаты в группировке на спине; положение рук при
падении на спину; падение на спину из положения, сидя, из приседа, из полуприседе, из стойки,
прыжком через стоящего на четвереньках партнера; через горизонтальную палку; положение
при падении на бок; перекат на бок, с одного бока на другой; падение на бок; из положения,
сидя, из приседа, из основной стойки, через стоящего на четвереньках партнера, через шест
(палку); кувырок вперед с подъемом разгибом; кувырок вперед через плечо; кувырок вперед
через стоящего на четвереньках партнера с падением на бок; кувырок через палку с падением
на бок; кувырок с прыжка, держась за руку партнера; падение вперед с опорой на кисти из
стойки на коленях, из основной стойки.
5.
Имитационные упражнения: имитация различных действий и оценочных приемов без
партнера; имитация различных действий и оценочных приемов с манекеном; имитация
различных действий и приемов с резиновыми амортизаторами, набивными мячами,
отягощениями; имитация изучаемых атакующих действий с партнером без отрыва и с отрывом
его от ковра; выполнение различных действий и оценочных приемов с партнером,
имитирующим различные действия, захваты, перемещения.
6.
Упражнения с манекеном: поднимание манекена, лежащего (стоящего) на ковре;
броски манекена толчком руками вперед, назад (через голову), в стороны; переноска манекена
на руках, плече, спине, бедре, стопе, голове и т.п.; повороты, наклоны, приседания с манекеном
на плечах, руках, бедре, голове; лежа на спине, перетаскивание манекена через себя, перекаты в
стороны; ходьба и бег с манекеном на руках, плечах, голове, бедре, стопе и т.д.; движения на
мосту с манекеном на груди продольно, поперек; имитация изучаемых приемов.
7.
Упражнения с партнером: поднимание партнера из стойки обхватом за пояс, грудь;
поднимание партнера, стоящего на четвереньках, лежащего на животе; переноска партнера на
плечах, на спине, на бедре; сидящего спереди, на руках впереди себя; приседания и наклоны с
партнером на плечах; приседания, стоя спиной друг к другу, сцепив руки в локтевых сгибах;
стоя спиной друг к другу и взявшись за руки, наклоны, сведение и разведение рук, перевороты,
круговые вращения; ходьба на руках с помощью партнера; отжимание рук в разных исходных
положениях: стоя лицом друг к другу, руки внизу, вверху, перед грудью; опираясь в колени
лежащего на спине партнера, опираясь в плечи стоящего на четвереньках партнера, опираясь в
плечи партнера, находящегося в упоре лежа; положив ноги на плечи стоящего в основной
стойке партнера; выпрямление рук, стоя лицом друг к другу; лежа на спине ногами друг к
другу; отжимание ног, разведение и сведение ног; стоя лицом друг к другу, поднимание и
опускание рук через стороны, разведение и сведение рук на уровне плеч, сгибание и разгибание
рук; кружение, взявшись за руки, за одну руку; вращение партнера на плечах, на спине, впереди
на руках, обхватив под руки спереди (сзади); внезапные остановки после кружения и вращения;
кувырки вперед и назад, захватив ноги партнера; падение на спину и вставание в стойку с
помощью партнера
Форма аттестации и контроля: контрольные нормативы
Раздел 4. Технико-тактическая подготовка
Основные положения в борьбе
Стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, средняя,высокая.
Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на
одном колене, мост, полумост.
Положения в начале и конце схватки, формы приветствия.
Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата.
17
Элементы маневрирования
В стойке: передвижение вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками
и уклонами с поворотами налево - вперед, направо - назад, направо - кругом на 180º.
В партере: передвижение в стойке на одном колене; выседы в упоре лежа вправо, влево;
подтягивания, лежа на животе, отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг
вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на
мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах.
Маневрирования в различных стойках (левой-правой, высокой - низкой и т.п.); знакомство со
способами передвижений и действий в заданной стойке
по средством игр в касания
маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов
(наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают»,
апробируют в действии способы решения поставленных задач коснуться рукой (двумя)
обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рынок и т.п.).
Техника борьбы
Переворот забеганием с ключом и предплечьем на плече (на шее)
Защиты:
а) лечь на бок спиной к атакующему и упереться рукой в ковер;
б) упираясь свободной рукой в ковер, принять положение высокого партнера, отводя плечо
захваченной руки в сторону.
Контрприемы:
а) выход наверх выседом;
б) бросок подворотом захватом руки через плечо;
в) сбивание захватом руки через плечо.
Перевороты переходом
Переворот переходом с ключом и захватом подбородка другого плеча
Защиты:
а) не дать перевести себя на живот;
б) лечь на бок со стороны захваченной руки на ключ и, упираясь свободной рукой в ковер, не
дать атакующему перейти через себя.
Контрприемы:
а) бросок подворотом захватом руки через плечо;
б) выход наверх выседом;
в) переворот махом ногой, прижимая захваченную руку к голове.
Форма аттестации и контроля: выполнение нормативов, наблюдение
Раздел 5. Соревновательная практика
К соревнованиям допускаются обучающиеся, которые систематически посещают учебнотренировочные занятия, прошли тщательное медицинское обследование.
На пятом году обучения, количество соревновательных схваток 8-12
Обязательное участие в соревнованиях по другим видам спорта: «Кросс Нации», «Лыжня
России».
Форма аттестации и контроля: участие в соревнованиях, результативность
Раздел 6. Другие виды спорта и подвижные игры
Спортивные игры: регби, футбол – ознакомление с основными элементами техники, тактики и
правилами соревнований; двусторонние игры.
Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания, лазанья, метаний,
18
кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; переноской груза; с
сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами, элементами спортивных игр;
комбинированные эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.
Форма аттестации и контроля: участие в соревнованиях, наблюдение.
Раздел 7. Аттестация
Практика: Сдача нормативов, контрольные замеры. (Приложение №1)
Форма аттестации и контроля: Сдача нормативов, контрольные замеры.
1.4 Планируемые результаты
Предметные:
- знают базовую историю греко-римской борьбы и олимпийского движения, о положительном
влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- владеют всеми изученными техническими и тактическими приемами борьбы;
- владеют приемами профилактики травматизма и применение их в жизни;
- обеспечивают безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной
одежды.
Метапредметные:
- соотносят свои действия с планируемыми результатами, понимают необходимость
корректировать свои действия с соответствии с изменяющейся ситуацией;
- ответственно относятся к порученному делу, проявляют осознанную дисциплинированность и
готовность отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности;
- определяют наиболее эффективных способов достижения результата;
– умеют находить ошибки при выполнении заданий и умеют их исправлять.
Личностные:
- могут управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе
соревновательной деятельности;
- умеют конструктивно разрешать конфликты с учетом своего мнения и мнения окружающих;
- могут сами отвечать за свои поступки;
- содержат в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям;
– дисциплинированны, внимательны, трудолюбивы в достижении поставленных целей;
– творчески подходят в решении различных задач, к работе на результат.
19
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.
Спортивный зал 25*14 м.
2. Борцовский ковер.
3. Спортивный инвентарь:
Скакалки.
Шведская стенка.
Турник.
Гантели.
Штанга.
Канаты.
Манекен борца 30,40,45 кг – 2 шт.
Набивные мячи 2,3,5 кг
Гири.
Весы.
Резиновый эспандер.
Повязки (напульсники) красный и синий для судьи.
Кадровое обеспечение:
Тренер-преподаватель, реализующий данную программу имеет высшее или среднее
профессиональное образование в области физической культуры и спорта или высшее или
среднее профессиональное образование и профессиональную переподготовку по
направлению «физическая культура и спорт».
Методические материалы:
Готовясь к занятию, педагог должен, прежде всего, определить его задачи, содержание,
необходимый инвентарь.
Рекомендуется составлять подробный конспект с указанием
дозировки выполнения упражнений, размещения занимающихся, предопределяя возможные
20
ошибки и пути их исправления. Важным условием правильной организации занятия является
четко продуманное размещение учеников с учетом размеров спортивного зала. Во время
проведения занятия педагог должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением,
особенно при освоении новых движений.
Обучение и техническая подготовка
Этапы обучения.
Процесс обучения может быть условно разделен на 3 этапа.
1-й этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении,
2-й этап – углубленное разучивание
3-й этап – совершенствование.
Создание предварительного представления опирается на следующие методы:
1. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зрительный образ
движения.
2. Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное исполнение.
Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение.
Показ осуществляется тренером-преподавателем. К показу предъявляются следующие
требования: точность и соответствие данному этапу освоения двигательного действия.
Разучивание. Создание предварительного представления о движении постепенно переходит в
этап разучивания. По мере формирования в целом представления о разучиваемом движении
переходят к процессу совершенствования.
Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап. Совершенствование продолжается
на протяжении всего периода обучения
Учебно-методическое обеспечение:
№п/п
Раздел
1
Форма
организации
занятий
Беседа,
практическое,
контрольное
занятие,
диагностика
ОФП
2
СФП
3
Технические
элементы
Инструктаж,
практическое,
контрольное
занятие, игровое
занятие, учебнотренировочное
занятие
Рассказ,
практическое
занятие,
комбинированное
занятие,
контрольное
Методы и приемы.
Использованные
материалы
Методы:
Словесный,
наглядный,
практический.
Приемы:
Объяснение,
повторение,
демонстрация,
выполнение
практических
упражнений,
выполнение
контрольных заданий.
Методы:
Словесный,
наглядный,
практический.
Приемы:
Объяснение,
повторение,
демонстрация,
выполнение
практических
упражнений,
выполнение
контрольных заданий.
Методы:
Словесный,
наглядный,
практический, работа
по образцу
Приемы:
Оборудование:
Шведские стенки,
скамейки
гимнастические,
эспандеры. скакалки,
гантели,
гимнастические
палки
Методические
материалы:
Журналы, картинки,
карточки
21
Формы
подведения
итогов
Обсуждение,
обобщение
знаний,
контрольное
задание,
диагностика,
аттестация
Оборудование:
Гимнастические
маты, борцовский
ковер, манекены,
канат, штанга, гири
Методические
материалы:
Журналы, картинки,
видеозаписи.
Обсуждение,
обобщение
знаний,
контрольное
задание,
диагностика,
аттестация
Оборудование:
Борцовский ковер,
манекены
Методические
материалы:
Журналы, картинки,
Обсуждение,
обобщение
знаний,
контрольное
задание,
диагностика,
занятие.
4
Соревновательная
подготовка
Беседа, инструктаж,
интегральная
подготовка,
соревнование
Инструктаж,
игровое занятие
5
Подвижные игры
Беседа, инструктаж,
практическое
занятие,
7
Контрольные
занятия
Объяснение,
повторение,
демонстрация,
выполнение
практических
упражнений,
выполнение
контрольных заданий.
Методы:
Словесный,
наглядный,
практический.
Приемы:
Объяснение,
демонстрация,
выполнение
практических
упражнений
Методы:
Соревновательноигровой, словесный
Приемы:
Объяснение,
демонстрация.
Методы:
соревновательноигровой,
практический.
Приемы:
Объяснение,
демонстрация,
моделирование
соревнований
видеозаписи
аттестация
Оборудование:
Ковер, манекены
Методические
материалы:
видеозаписи, схемы,
таблицы
Обсуждение,
обобщение
знаний,
анализ.
Оборудование:
Мячи, кегли, кубики,
инвентарь для
подвижных игр.
Методические
материалы:
карточки.
Оборудование:
Стойки, конусы,
рулетка, борцовский
ковер, манекен
.Методические
материалы:
Видеозаписи
(учебные,
соревнования),
иллюстрации
Обсуждение.
обсуждение,
обобщение
знаний и
умений
Видеофильмы:
Репортажи с соревнований по греко-римской борьбе на Олимпийских играх.
Репортажи с соревнований
по греко-римской
борьбе счемпионатов России.
Репортажи с Международных турниров памяти И. Поддубного по греко – римской борьбе.
Учебные видеофильмы по технике греко-римской борьбы:
«Техника греко-римской борьбы в стойке».
«Техника греко-римской борьбы в партере».
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
Контроль является составной частью подготовки юных спортсменов и одной из функций
управления тренировочным процессом.
В начале учебного года проводится входной контроль с целью определения уровня
развития детей, их способностей.
В течение всего учебного года осуществляется текущий контроль, для определения
степени усвоения материала, определение готовности детей к восприятию нового, посредством
наблюдения, контрольных срезов по предметным областям.
Промежуточная аттестация проводится дважды в год.
По окончании 1 полугодия на промежуточную аттестацию выносятся те контрольные
упражнения из ОФП и СФП, в каких по итогам предыдущей промежуточной аттестации
процент обучающихся не достигших нормы был высок (более 30% от общего количества
обучающихся учебной группы). По предметной области «Теория физической культуры и
22
спорта» выбираются 5 вопросов, по которым также процент правильных ответов был низким,
исходя из итогов предыдущей промежуточной аттестации.
В конце второго полугодия промежуточная аттестация включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков (приложение №1) по всем
обязательным предметным областям входящих в учебный план.
Переводные нормативы в конце учебного года принимаются комиссией по приему
контрольно-переводных нормативов. Во время проведения промежуточной аттестации может
присутствовать тренер-преподаватель отделения, а также родители (законные представители)
обучающихся.
По итогам заполняются протоколы сдачи нормативов (приложение № 3).
Результаты промежуточной аттестации выносятся в итоговый протокол (приложение
№4), согласно критериям оценки теоретической подготовки обучающихся (приложении № 5) и
физической подготовке (приложение № 1).
К контрольно-переводным нормативам допускаются все обучающиеся спортивной
школы, имеющие врачебный допуск на день испытаний. Техника выполнения специальных
упражнений представлена в Приложении № 2.
Перед проведением контрольно-переводных нормативов необходимо объяснить
учащимся цель, методику выполнения, критерии оценки за отдельные задания, обоснование
средней оценки за все нормативы.
Перед началом сдачи нормативов должна быть проведена разминка.
В образовательной программе для проведения контрольных испытаний выделены
специальные учебные часы.
Форма проведения сдачи контрольно-переводных нормативов учащихся должна
предусматривать их стремление показать наилучший результат.
23
2.3 Список литературы
Литература для педагога:
1. АнцуповЕ.А.,Филимонова Г.С. «Типовая программа по спортивной борьбе» –
Москва; Советский спорт,1991.–123 с.
2. Алексеев
А.В., Преодолей себя. Психологическая
подготовка
спортсменов к соревнованиям, 2003г
3. Богун,П.Н. Игра как основа национальных видов спорта /П.Н.Богун. Москва:"Просвещение",2006.—181с.
4. Болобан В.Н.Спортивная акробатика: учебное пособие. -Киев: Высщая школа.
Головное изд-во, 1988.-128 с.
5. Викулова А.Д. ,Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей» –
Ярославль,1996.
6. Жуков, М.Н.Подвижные игры на уроках, переменах/М.Н.Жуков.—СанктПетербург:«Асадема»,2000.—137с.
7. ИгуменовВ.М.«Спортивная
борьба»/В.М.Игуменов—Москва:
«Просвещение»,1993г.—246с.
8. КозловВ.В. «Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного
образования: Акробатика» – Москва; ВЛАДОС,2003.–64с.
9. Коркин В.П. Спортивная акробатика–Москва; Физкультура и спорт 1981.– 127с.
10. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся511классов/В.И.Лях.—Москва: «Просвещение»,2006.—123с.
11. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся 5-9 классов/В.И. Лях, Г.Б.
Мейксон. — Москва: «Просвещение», 1997г. — 98с.
12. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник для вузов .-М.:
Физическая культура, 2010.-208с.
13. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать .-М.: ACT;
Астрель,2004.-863с.
14. Шулика, Ю.А. Спортивная борьба для учащихся /Ю.А. Шулика. —Москва:
«Феникс», 2004.—156с.
Литература для обучающихся (родителей)
1. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник для вузов / В.Г.
Никитушкин — Москва: Физическая культура, 2010 г. — 208 с.
24
2. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. / В.Г.Никитушкин Москва: Физическая культура, 2010 г. — 240 с.
3. Шулика, Ю.А. Спортивная борьба для учащихся /Ю.А. Шулика. —Москва:
«Феникс», 2004. — 156с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Контрольно-переводные нормативы по ОФП, СФП, ТТП
стр.25
2 Техника выполнения специальных упражнений
стр.26
3 Образец протокола сдачи контрольных нормативов
стр.27
4 Итоговый протокол промежуточной аттестации
стр.30
5 Критерии оценки по теоретической части программы
стр.31
25
Приложение №1
Шкала оценки уровня физической и технической подготовленности обучающихся по
программе (юноши)
оценка
№
Контрольные упражнения
1
2
3
10лет
1. Бег30м(с)
5,9
5.6
5,4
2. Подтягивание на перекладине
1
2
3
3. Прыжок в длину с места (см)
150
160
170
4. Бег1000 м(с)
5.10 4.55
4.40
11лет
1. Бег30м(с)
5,8
5,5
5,3
2. Подтягивание на перекладине
2
3
4
3. Прыжок в длину с места (см)
160
170
180
4. Бег1000 м(с)
4.50 4.40
4.30
12лет
1. Бег30м(с)
5,6
5.4
5,3
2. Подтягивание на перекладине
3
4
5
3. Прыжок в длину с места (см)
165
175
185
4. Бег1000 м(с)
4.40 4.30
4.20
13лет
1. Бег30м(с)
5,5
5.3
5,1
2. Подтягивание на перекладине
4
6
8
3. Прыжок в длину с места (см)
175
185
200
4. Бег1000 м(с)
4.30 4.20
4.10
14лет
1. Бег30м(с)
5,4
5,1
4,9
2. Подтягивание на перекладине (раз)
6
8
10
3. Прыжок в длину с места (см)
185
195
205
4. Бег1000 м(с)
4.10 4.00
3.55
26
Оценка уровня технического мастерства.
- Забегание на мосту:
5-влево, 5 -вправо(с), 15-влево, 15-вправо(с) +;
- Перевороты на мосту: 15раз(с) +;
- 10 Бросков манекена прогибом (с) +.
Примечание:
+
норматив считается выполненным при улучшении показателей.
Техника выполнения специальных упражнений
Приложение №2
Забегания на мосту
3 балла - крутой мост с упором на лоб, руки в замке предплечьями на ковре, забегания
без задержек, голова и руки при этом не смещаются;
2 балла - менее крутой мост, незначительные смещения рук и головы с задержкой при
забегании;
1 балл - низкий мост с упором на теменную часть головы значительные смещения рук и
головы при забегании, остановка при переходе из положения моста в упор и наоборот.
Перевороты с моста
3 балла- крутой мост с упором на лоб, руки в замке предплечьями на ковре, перевороты
четкие, ритмичные, толчок одновременно обоими ногами;
2 балла- менее крутой мост, перевороты с помощью маха рук;
1 балл- низкий мост, перевороты с раскачивания и поочередным отталкиванием ног.
Вставание на мост из стойки и обратно в стойку
3 балла- упражнения выполняются слитно, за счет прогиба и работы мышц ног и
брюшного пресса;
2 балла- выполняется слитно, без прогиба (опускается таз и сгибаются ноги в
коленных суставах);
1 балл- выполняется без прогиба, с остановкой при помощи рук.
Кувырок вперед, подъѐм разгибом.
3 балла- выполняется четко, слитно, с фиксацией в финальной фазе;
2 балла- допущены незначительные ошибки в технике исполнения (потеря
равновесия);
1 балл- нарушена слитность, потеря равновесия, помощь руками при выполнение
переворота разгибанием.
Выполнения технико–тактических действий
Выполнение приѐмов, защит, и комбинаций в стойке и партере из всех групп.
Выполнение защит и контрприемов от приема, выполняемого партнером.
Выполнение комбинаций, из демонстрируемых технических действий.
Выполнение комбинаций, построенных по принципу: а) прием – защита- прием; б)
прием-контрприем-контрприем; в) прием в стойке-прием в партере.
3 балла- технические действия (прием, защита контрприем и комбинация)
выполняются четко, слитно, с максимальной амплитудой и фиксацией в финальной
фазе;
27
2 балла- технические действия выполняются с незначительными задержками, с
недостаточной плотностью захвата, при выполнении приема и удержание в
финальной фазе;
1 балл- технические действия выполняются со значительными задержками,
срываются захваты при выполнении приема и при удержании соперника в финальной
фазе.
28
СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
Приложение №3
промежуточной аттестации
по предметной области «Общая физическая подготовка»
второе полугодие ____________ уч.года
ОТДЕЛЕНИЕ: _____________
ГРУППА: ____________________
п/п
Ф.И.О.
Год рож.
Упражнения
ОФ П
Итоговый
результат
(средний балл)
результат
балл
результат
балл
результат
балл
результат
балл
результат
балл
1
2
3
…..
Председатель комиссии __________________________/ ____________________/
Члены комиссии
_________________________/ ____________________/
_________________________/ ____________________/
Тренер-преподаватель__________________________/ ____________________/
29
«____» ______________г.
СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
промежуточной аттестации
по предметной области «Вид спорта»
второе полугодие _________ уч. года
ОТДЕЛЕНИЕ: ________________
п/п
Ф.И.О.
Год рож.
Упражнения
ГРУППА:______________________
С Ф П,
ТТП
Итоговый
результат
результат
балл
результат
балл
(средний балл)
результат
балл
результат
балл
результат
балл
1
2
3
…..
Председатель комиссии __________________________/ ____________________/
Члены комиссии
_________________________/ ____________________/
_________________________/ ____________________/
Тренер-преподаватель__________________________/ ____________________/
30
«____» ______________г.
№
п/
п
1
СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
по предметной области «Теория физической культуры и спорта»
второе полугодие ___________ уч. года
ОТДЕЛЕНИЕ: ________________
ГРУППА: _________________________
Ф.И.О.
Номера вопросов
Итоговый
Отметка
1
2 3 4 5
6
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 результат Зачет/незачет
Год рож.
(сумма
очков)
Ххххххххххххххх
ххххх
1
1 1 1 1
1
1 0 1
0 1 1
1 0 1 1 0 1 1 0
16(80%)
зачет
2
3
4
5
6
…
.
Председатель комиссии __________________________/ ____________________/
Члены комиссии
_________________________/ ____________________/
_________________________/ ____________________/
Тренер-преподаватель__________________________/ ____________________/
31
«____» ______________г.
СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
Приложение №4
ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ________________ учебного года
ОТДЕЛЕНИЕ: ________________
ГРУППА: _______________
№
Ф.И.О.
Год рож.
Нормативные требования
Промежуточная, итоговая
Итоговый
п/
аттестация
результат
Переведен
п
Объем
Показатели
Выполнение Выполнен
Тест по
Отчислен
выполненн соревновательной разрядных
ие
предметной
Оставлен
на
ой
деятельности
требований контрольн
области
повторное
тренирово
(% отношение разряд зачет
ых
«Теория
обучение
чной
участие в
нормативо
физической
незач
работы в
соревнованиях к
в по ОФП,
культуры и
ет
%
плану по
СФП, ТТ.
спорта
программе)
(уровень) (зачет/незачет
)
1
Переведен в
Хххххххххххххххххххх
ххххх
74%
50%
низкий
зачет
СОГ-4
2
3
Директор:_____________/ ________________/
Зам.директора по УСР:_____________/________________/
32
Приложение №5
Критерии оценки уровня знаний по теоретической подготовке учащихся ДЮСШ
Этап обучения
Всего вопросов
Минимальной
количество
правильных ответов
2 - 3 года обучения
10 - 15
33
70 %
Оценка
Зачет
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Греко-римская борьба»
имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа модифицированная.
Цель программы: развитие физических и морально - волевых качеств, укрепление здоровья
обучающихся посредством занятий греко - римской борьбой.
Программа базового уровня предполагает использование специализированных предметных
знаний, умений, компетенций, формирование навыков на уровне практического применения и
реализацию таких форм организации материала, которые обеспечивают трансляцию общей и
целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы «Греко-римская
борьба», а именно теорию физической культуры и спорта; общую физическую подготовку;
специальную физическую подготовку; техническую и тактическую подготовку.
Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста 10 – 14 лет.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы учитываются возрастные
особенности детей, а также объективные закономерности развития, формировании систем организма,
двигательных и других функции.
Состав группы –12-20 человек. Группы формируются разновозрастные.
Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, после освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по греко-римской борьбе
стартового уровня. Обязательным условием приема детей в объединение является наличие
медицинской справки, дающей допуск к занятиям с физическими нагрузками и соревнованиям.
Программа рассчитана на 3 года обучения, 648 часов, ежегодно по 216 часов – 3 занятия в
неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
34