ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы:
Направленность:
Сведения об авторе педагоге
ФИО
Год рождения
Образование
Должность
Квалификационная категория
Электронный адрес, телефон
Сведения о программе
Нормативная база
Объем и срок освоения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный стрелок» (по виду спорта «пулевая
стрельба»)
физкультурно - спортивная
Захаров Геннадий Аркадьевич
1953 г
среднее профессиональное
тренер-преподаватель
высшая
zga_dussh@mail.ru
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая
2015 г. № 996-р);
- Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СаНПиН);
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок) с изменениями от
03.09.2020 № 533;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №
162-Д
«Об
утверждении
Концепции
развития
образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
Устав МАУ ДО «Слободо-Туринская ДЮСШ»
2 года, 288 часов
2
Возраст обучающихся
Уровень программы
Тип программы
Характеристика программы
По месту в образовательной
модели
Цель программы:
Учебные разделы
Ведущие формы и методы
образовательной
деятельности
Формы мониторинга
Дата утверждения и
11 -15 лет
базовый
модифицированная
Программа разновозрастного детского объединения
становление и самоутверждение личности подростка
посредством овладения основами стрелковой и общей
физической подготовки.
Теория физической культуры и спорта
Общая физическая подготовка, час
Специальная физическая подготовка, час
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Судейская практика
Соревновательная практика
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: беседа, учебно-тренировочное занятие,
практическое, игровое занятие, комбинированное
занятие, контрольное занятие, диагностика.
зачет по теоретической подготовке; прохождение
практических контрольных испытаний по ОФП и СФП и
участие в соревнованиях.
12.04. 2022
последней корректировки
3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
Учебный план
Учебно-тематического плана с содержанием разделов 1 год обучения
Учебно-тематического плана с содержанием разделов 2 год обучения
1.4. Планируемые результаты по уровням сложности
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
2.3. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
стр. 5
стр. 7
стр. 8
стр. 8
стр. 8
стр. 15
стр. 20
стр. 21
стр. 23
стр. 25
стр. 27
4
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Юный стрелок» является основным нормативным
документом определяющим содержание и объем учебно-тренировочной деятельности в
спортивно-оздоровительных группах по виду спорта «пулевая стрельба» в МАУ ДО
«Слободо-Туринская ДЮСШ».
Программа модифицированная, составлена на основе примерной
программы
спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ
высшего спортивного мастерства «Пулевая стрельба» (автор А.А. Насонова).
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии, интересов,
способностей и особенностей детей.
Программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями) (далее – Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Устав МАУ ДО «Слободо-Туринская ДЮСШ».
Актуальность программы обусловлена рядом факторов, вливающих на
формирование личности подрастающего поколения:
- нацеленностью на развитие чувства патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
5
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Содержание программы направлено на формирование физической культуры
обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных
ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Её значимость определяется потребностью общества в специалистах, владеющих
профессиональными навыками и умением в военно-прикладных видах деятельности
определением и выбором учащимися (ещё на стадии школьного обучения) дальнейшего
профессионального развития, обучения и освоения конкретных военных специальностей.
Помимо этого, программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и
родителей с. Туринская Слобода, т.к. стрельба входит составной частью в комплексные виды
спорта: спортивное пятиборье, биатлон, военно-спортивное многоборье, служебное
многоборье, снайперский спорт, полиатлон, входит в программу Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а главное – формирует
личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных
Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению
его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к
жизни в обществе.
Адресат программы. Программа предназначена для подростков от 11 до 15 лет, не
имеющих медицинских противопоказаний для занятий со стрелковым оружием.
11 лет оптимальный возраст для юного стрелка. Ранее ребенок не подготовлен
физически и психологически к работе с оружием, к этому времени ребёнок достаточно
крепок, чтобы управляться с винтовкой.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением
размеров тела. Занятия стрельбой способствуют укреплению организма, коррекции осанки.
То есть это приносит пользу для ребенка не только в психологической сфере, но и в сфере
физического развития.
В 12 - 15 у подростков ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и
патриотические чувства. Следовательно, программа выступает хорошим инструментом для
формирования данных качеств, так как она основана на удовлетворении основных
возрастных потребностей подростка: именно в подростковом возрасте возникают глубокие,
действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и
дисциплинированность.
В подростковом возрасте самооценка оказывает особое воздействие на формирование
стиля поведения и жизнедеятельности субъекта. Занятия стрельбой способствуют
повышению самооценки подростков, дают возможность занять их свободное время,
способствуют стремлению к здоровому образу жизни.
Формирование групп с количеством обучающихся от 10 – 12 человек. Группы
разновозрастные. Зачисление производится с обязательным условием – написание
заявления родителями (законными представителями учащихся), подписание согласия на
обработку персональных данных. Допуск к занятиям производится только после
обязательного
проведения
и закрепления инструктажа по технике безопасности
(Приложение 7).
Уровневость программы. Программа базового уровня, что предполагает освоение
базовых специализированных знаний, умений, навыков; трансляция общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления программы «Юный стрелок», а
6
именно теорию физической культуры и спорта; общую физическую подготовку;
специальную физическую подготовку; техническую и тактическую подготовку.
Срок и объём освоения программы. Режим занятий: общее количество часов по
программе – 288, 2 года по 144 часа каждый. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий реализуется согласно утвержденному календарному учебному
графику. Продолжительность учебного часа – 40 минут.
Перечень форм обучения: групповые – для всей группы, при изучении общих и
теоретических вопросов, индивидуально - групповые на практических занятиях.
Перечень видов занятий: групповые учебно-тренировочные занятия, теоретические
занятия, контрольные испытания.
Перечень форм подведения итогов: зачет по теоретической подготовке;
прохождение практических контрольных испытаний по ОФП и СФП, участие в контрольных
стрельбах и/или соревнованиях.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: становление и самоутверждение личности подростка посредством
овладения основами стрелковой и общей физической подготовки.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей создания и развития стрелкового оружия в России;
- обучить основам теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и
спортивного оружия;
- научить метко стрелять по мишеням на различные расстояния и из различных положений;
- научить определять расстояние до цели глазомерно и по угловым величинам.
- обучить приемам обслуживания и устранения неполадок пневматического оружия;
- изучить обязанности и права участников соревнований, условия выполнения освоенных
упражнений в соответствии с правилами соревнований;
- научить приемам безопасности при стрельбе из пневматической винтовки.
Развивающие:
- расширение кругозора и эрудиции обучающихся в области стрелкового спорта;
- развитие глазомера, скорости, точности и координации движений.
- развитие выносливости, трудолюбия, меткости, умения правильно анализировать свои
действия.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, уважения к героическим традициям русской армии;
- воспитание дисциплины, чувства ответственности за порученное дело;
- развитие навыка группового общения, умения работать в команде;
- способствовать стремлению участвовать в соревнованиях, сдачи нормативов ГТО и
выполнения спортивных разрядов;
- воспитание сознательное отношение к здоровому образу жизни.
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.
7
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
Раздел программы
Количество часов
1 год обучения
2 год обучения
Всего Теории Практики Всего Теории Практики
1
2
3
4
5
6
7
8
Теория физической культуры и
спорта
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Судейская практика
Соревновательная практика
Итоговое занятие
Всего часов
ИТОГО
9
8
1
5
4
1
32
5
27
17
2
15
11
2
9
30
4
26
80
-
10
-
70
-
65
9
4
6
2
1
59
7
3
8
4
144
2
27
8
2
117
10
4
144
2
21
10
2
123
288
Учебно-тематический план
1 года обучения, 144 часа
№ Наименование разделов и
тем
п/п
1
Теория физической культуры и
спорта
1.1 Физическая культура и спорт, их
значение в жизни человека.
Количество часов
Всего
Теории Практики
9
8
Форма
аттестации/
контроля
1
1
1
и
развитие
1.2 Возникновение
стрелкового спорта
1.3 Меры обеспечения безопасности,
правила поведения в тире,
переноска оружия
1.4 Виды спортивного оружия.
1
1
2
1
1
1
1.5 Гигиена, закаливание, общий
режим стрелка; пагубное
действие вредных привычек:
курения, алкоголя.
1.6 Костно-связочный аппарат,
мышцы, их строение,
взаимодействие.
1.7. Правила соревнований
1
1
1
1
Фронтальный
опрос
2
2
Фронтальный
опрос
2
2.1
32
5
5
1
Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
1
27
4
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос, анализ
деятельности
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос
Фронтальный
8
опрос
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
Строевые упражнения
Упражнения для развития
быстроты: подвижные и
спортивные игры, эстафеты,
акробатические и гимнастические
прыжки.
Развитие координации и
точности движений
Упражнения на развитие силовой
выносливости.
Упражнения на гибкость и на
растягивание.
Спортивные и подвижные игры
как средство активного отдыха.
Специальная физическая
подготовка
Совершенствование
устойчивости - увеличение
тренировочной нагрузки
Внимание, его виды, значение
для стрелка; восприятия и
представления.
Работа без патрона: ее суть,
цель, значение.
Техническая подготовка
4.
4.1 Характеристика, основные части
пневматической винтовки
4.2 Прицельные приспособления,
виды, устройство
4.3 Основные элементы техники
3
5
1
1
2
4
Наблюдение
Контрольные
упражнения
5
1
4
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Соревнования
4
4
4
4
6
1
5
11
2
9
4,5
0,5
4
Наблюдение
2,5
0,5
2
Наблюдение
4
1
3
Наблюдение
80
2
10
1
70
1
2
1
1
7
1
6
5
1
4
Наблюдение
6
1
5
Наблюдение
6
1
5
Контрольные
упражнения
11
1
10
Контрольные
упражнения
5
1
4
Наблюдение
5
1
4
выполнения выстрела
4.4 Освоение изготовки для стрельбы
«лежа» с упора
4.5 Освоение изготовки для
стрельбы сидя с упором о
локти
4.6 Освоение изготовки для
стрельбы стоя с опорой
локтями о стол
4.7 Освоение изготовки и
выработка устойчивости для
стрельбы «стоя» (укороченные
дистанции, выстрелы без
патрона и с патроном).
4.8 Выполнение выстрелов в «районе
колебаний» (без патрона и с
патроном)
4.9 Определение СТП, расчет и
внесение поправок между сериями.
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос
Наблюдение,
опрос
Контрольные
упражнения
9
4.10 Пробные выстрелы, их
назначение, характер
выполнения.
4.11 Практические стрельбы: на
укороченных
и
полной
дистанциях,
5
Соревновательная практика
6
4
2
2
144
27
117
Итоговое занятие
Всего часов
3
1
2
Опрос
28
28
Контрольные
упражнения
8
8
Итоги
соревнований
Зачёт, сдача
нормативов
Содержание учебно-тематического плана
1. Теория физической культуры и спорта
1.1.Физическая культура и спорт, их значение в жизни человека
Теория: Понятие о физической культуре и спорте. Физическая культура – составная часть
культуры общества, важнейшее средство укрепления здоровья. Роль физической культуры в
общем развитии молодого человека. Техника безопасности во время занятий физической
культурой и спортом.
Практика: Общеразвивающие упражнения. Строевые упражнения. Комплексы упражнений на
коррекцию осанки и развитие мышц. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и
правила их выполнения.
1.2. Возникновение и развитие стрелкового спорта
Теория: Возникновение стрелкового спорта. Причины, обусловившие возникновение
пулевой стрельбы. Первые стрелковые состязания. Первое участие в Олимпийских Играх
стрелков России. Проводимые в стране соревнования по пулевой стрельбе среди молодежи:
юношей, юниоров. Успехи молодых стрелков на международных соревнованиях.
Практика: Упражнения на развитие координации и точности движений: статические позы и
динамическое равновесие, «чувство пространства», «чувство времени», «мышечное чувство».
1.3. Меры обеспечения безопасности, правила поведения в тире, переноска оружия
Теория: Правила поведения стрелка в тире, на линии огня. Понятие о травме, основные
причины травматизма, меры предотвращения травм. Причины спортивных травм. Меры
профилактики спортивного травматизма.
Практика: Порядок выдачи и получения оружия. Порядок обращения с оружием при чистке,
переносе его до и от линии огня, во время стрельбы.
1.4. Виды спортивного оружия
Теория: Общие сведения об оружии, используемом в пулевой стрельбе. Устройство,
взаимодействие частей и механизмов винтовок и пистолетов (общие сведения).
Практика: Упражнения на развитие координации и равновесия: удержание равновесия в
позах, выполнение сложных координационных упражнений, игры на внимание.
1.5. Гигиена, закаливание, общий режим стрелка; пагубное действие вредных привычек.
Теория: Общие сведения о гигиене, личная гигиена. Основные принципы построения
рационального питания. Общий режим дня. Гигиена сна, его продолжительность, значение
10
для восстановления организма спортсмена. Сведения о вреде курения, алкоголя,
наркотиков. Отрицательное воздействие длительного пребывания перед экраном
телевизора, компьютера.
Практика: Упражнения для формирования правильной осанки, игры на внимание
1.6.Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение, взаимодействие
Теория: Общие сведения о строении организма человека. Костно-связочный аппарат,
мышцы, их строение и взаимодействие. Сердечно-сосудистая система и кровообращение.
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Центральная нервная система и ее
ведущая роль в жизнедеятельности организма. Влияние занятий физической культурой и
спортом на центральную нервную систему и обмен веществ в организме.
Практика: упражнения на напряжение и расслабление отдельных групп мышц из разных
исходных положений, упражнения на равновесие, упражнения с сопротивлением,
1.7. Правила соревнований
Теория: Обязанности и права участника соревнований. Условия выполнения упражнений.
Требования к изготовкам. Требования и ограничения, предъявляемые Правилами
соревнований к винтовкам и одежде стрелка.
Практика: Порядок обращения с оружием при переносе его до и от линии огня, во время
стрельбы.
2. Общая физическая подготовка
2.1. Общеразвивающие упражнения
Теория: Виды общеразвивающих упражнений: на месте, в движении, без предметов, с
предметами, в парах, в группах и т.д, влияние данных упражнений на организм
занимающихся, место в учебно-тренировочном занятии. Упражнения для формирования
правильной осанки.
Практика: Комплекс ОРУ без предметов, упражнения для формирования правильной осанки.
2.2. Строевые упражнения
Теория: Строевые упражнения в движении и на месте, способы перестроения на месте и в
движении, использование в учебно-тренировочном процессе, использование данных
упражнений для развития внимания
Практика: Выполнение строевых упражнений и перестроений на месте и в движении
2.3. Упражнения для развития быстроты: подвижные и спортивные игры, эстафеты,
легкоатлетические упражнения
Теория: Физическое качество «быстрота». Упражнения, способствующие развитию быстроты
Практика: Спортивные игры: мини-футбол, баскетбол. Легкоатлетические упражнения: бег
30 м, 60 м, комбинированные эстафеты.
2.4. Развитие координации и точности движений
Теория: Физическое качество «ловскость». Факторы, характеризующие ловкость. Пути
развития ловкости.
Практика: Подвижные игры, спортивные игры: настольный теннис, дартс, челночный бег 3х10 м, бег
с изменением направления, эстафеты с предметами, игры на координацию, внимание.
2.5. Упражнения на развитие силовой выносливости
Теория: Физические качества «сила», «выносливость». Понятие силовой выносливости.
Важность данного качества для стрелков.
11
Практика: Упражнения для развития силы: с резиновыми амортизаторами, набивным мячом,
в парах, с гантелями. Упражнения для развития выносливости: длительный бег, катание на
лыжах, велосипеде. Упражнения для развития силовой выносливости: серии прыжковых,
силовых упражнений.
2.6. Упражнения на гибкость и на растягивание
Теория: Физическое качество « гибкость». Активная и пассивная гибкость.
Практика: Упражнения на развитие гибкости: сгибания-разгибания, наклоны и повороты,
вращения` и махи, перекаты самостоятельно и с партнером.
2.7. Спортивные и подвижные игры как средство активного отдыха
Теория: История возникновения спортивных игр, их влияние на развитие физических
качеств. Правила проведения подвижных и спортивных игр.
Практика: Подвижные игры: с предметами, игры на координацию, внимание. Спортивные
игры: дартс, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, волейбол.
3. Специальная физическая подготовка
3.1. Совершенствование устойчивости - увеличение тренировочной нагрузки
Теория: Значение упражнений специальной физической направленности в подготовке
стрелка
Практика: Совершенствование устойчивости (работа без патрона).
Упражнения на развитие координации и точности движений через элементы настольного
тенниса и дартса
3.2. Внимание, его виды, значение для стрелка; восприятия и представления
Теория: Внимание, его виды и свойства, память, мышление, волевые качества, эмоции их
влияние на деятельность человека, совершенствование свойств внимания, мобилизация для
решения поставленных задач
Практика: Совершенствование устойчивости - увеличение тренировочной нагрузки (работа
без патрона). Упражнения на развитие внимания, координационных способностей.
3.3. Работа без патрона: ее суть, цель, значение
Теория: Последовательность технических элементов стрельбы, а именно: изготовка,
прицеливание, нажатие на спусковой крючок, удержание после срабатывания спускового
механизма и отметка достоинства и направления «пробоины». Отработка согласованности
элементов и компонентов техники в комплексном выполнении выстрела. Основная задача
тренировки без патрона – создание технологии меткого выстрела.
Практика: Выполнения «выстрела» без патрона.
4. Техническая подготовка
4.1. Характеристика, основные части пневматической винтовки
Теория: Основные части винтовки, их назначение, взаимодействие. Устройство винтовки,
работа частей и механизмов
Практика: Устройство пневматической винтовки МР-512, ИЖ-61. Техника
выполнения выстрела из винтовки (исходные положения).
4.2. Прицельные приспособления, виды, устройство
Теория: Прицельные приспособления: прицелы и мушки, виды прицелов, достоинства и
недостатки каждого из прицелов
Практика: Стрельба без патрона и с патроном по белому листу.
12
4.3. Основные элементы техники выполнения выстрела
Теория: Цели и задачи технической подготовки в пулевой стрельбе. Роль технической
подготовки в достижении высокого мастерства. Технические элементы выстрела: изготовка,
прицеливание, управление спуском, дыхание.
Практика: Элементы техники выполнения выстрела из разных положений.
4.4. Освоение изготовки для стрельбы «лежа» с упора
Теория: Изучение элементов техники выполнения выстрела в изготовке «лежа» с
упора. Требования, предъявляемые Правилами соревнований к изготовке для выполнения
выстрела в положении «лежа». Типовые ошибки, допускаемые при нажиме на спусковой
крючок.
Практика: Рациональное взаиморасположение частей тела стрелка и оружия. Формирование
правильного навыка управления спуском. Стрельба из винтовки по круглой мишени, лежа с
упора. Отработка функциональных систем прицеливания и управление спуском.
4.5. Освоение изготовки для стрельбы стоя с опорой локтями о стол
Теория: Изучение элементов техники выполнения выстрела в изготовке стоя с опорой о
локтями о стол. Особенности исходного положения.
Практика: Стрельба из винтовки по круглой мишени, стоя с опорой локтями на стол.
Удержание оружия в точке прицеливания.
4.6. Освоение изготовки для стрельбы сидя с упором о локти
Теория: Изучение элементов техники выполнения выстрела в изготовке сидя с упором о
локти. Особенности исходного положения.
Практика: Стрельба из винтовки по круглой мишени, сидя за столом с опорой локтями на
стол. Вынос точки прицеливания. Удержание оружия с минимальным отклонением.
Удержание оружия в точке прицеливания.
4.7. Освоение изготовки и выработка устойчивости для стрельбы «стоя» (укороченные
дистанции, выстрелы без патрона и с патроном)
Теория: Стрельба из пневматической винтовки предъявляет повышенные требования к
устойчивости системы «стрелок – оружие», значение точности наведения корпусом в цель
системы «стрелок-оружие», она должна быть практически идеальной;
Практика: Стрельба из винтовки по круглой мишени, стоя без опоры. Система «стрелокоружие».
4.8. Выполнение выстрелов в «районе колебаний» (без патрона и с патроном)
Теория: Понятия: «устойчивость» и «район колебаний», сохранение «рабочего состояния»
до выстрела, во время и после него для того, чтобы не допустить преждевременный «выход
из работы»
Практика: Координирование удержания системы «стрелок-оружие», прицеливания, нажима
на спусковой крючок при затаивании дыхания («параллельность работ» без патрона).
Стрельба из винтовки по круглой мишени, стоя без опоры.
4.9. Определение СТП, расчет и внесение поправок между сериями.
Теория: Правила определения СТП трех, пяти, десяти и более пробоин; расчет величины
«несовмещения» СТП с центром мишени
13
Практика: Стрельба на «кучность», определение средней точки попадания из разных
исходных положений.
4.10. Пробные выстрелы, их назначение, характер выполнения
Теория: пристрелка, проверка готовности к выполнению упражнения на соревнованиях,
характер выполнения, количество.
Практика: Стрельба из винтовки по круглой мишени, стоя без опоры.
4.11. Практические стрельбы: - на укороченных и полной дистанциях
Теория: Расчет и внесение поправок между сериями.
Практика: Освоение изготовки и выработка устойчивости для стрельбы по мишеням: «белый
лист» и № 4 с патроном, № 8 с патроном. Стрелковые игры, стрельбы на «кучность» и
совмещение, на укороченных и полной дистанциях, на поражение цели. Выполнение
выстрела по сигналу, при внешних раздражителях, после выполнения двигательных действий
(приседания, прыжки, бег и т.д.)
5. Соревновательная практика
Практика: Соревнования между членами объединения, на первенство школы, на первенство
района.
6. Итоговое занятие
Теория: Проверка знаний пройденного теоретического материала. Зачёт.
Практика: Контрольные нормативы по ОФП и СФП. Контрольные стрельбы и/или
соревнования по стрельбе из винтовки.
14
Учебно-тематический план
2 год обучения, 144 часа
№
п/п
Наименование разделов и
тем
1
Количество часов
Всего
Теории Практики
Теория физической культуры и
спорта
1.1 Меры обеспечения безопасности,
правила поведения в тире, переноска
оружия
1.2 Качества, определяющие
успешность занятий пулевой
стрельбой.
1.3 Правила соревнований
5
2
2.1
4
Форма
аттестации/
контроля
1
2
1
1
1
Фронтальный
опрос
2
2
Фронтальный
опрос
Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
17
3
2
2.2
Упражнения для развития
быстроты
3,5
0,5
3
2.3
Развитие координации и точности
движений
Упражнения на развитие силовой
выносливости.
Упражнения на гибкость и на
растягивание.
Специальная физическая
подготовка
Работа без патрона: ее суть, цель,
значение.
3,5
0,5
3
3,5
0,5
3
3,5
0,5
3
30
4
26
10
1
9
5
1
4
Фронтальный
опрос
Наблюдение
8
1
7
Соревнования
7
1
6
Наблюдение
65
4
6
1
59
3
3
1
2
Наблюдение
4
1
3
Наблюдение
2.4
2.5
3
3.1
Координирование удержания
системы «стрелок-оружие»,
прицеливания и нажима на
спусковой крючок при затаивании
дыхания («параллельность работ»)
3.3 Стрелковые игры, как средство
подготовки стрелка
3.4 Совершенствование автономной
работы указательного пальца по
выжиму спуска.
4 Техническая подготовка
4.1 Основные элементы техники
выполнения выстрела: изготовка,
прицеливание, управление спуском,
дыхание.
4.2 Совершенствование изготовки для
стрельбы «лежа» с упора
4.3 Совершенствование изготовки
для стрельбы сидя с упором о
3.2
1
15
3
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Фронтальный
опрос
15
4.4
4.5
4.6
4.7
локти
Совершенствование изготовки
для стрельбы стоя с опорой
локтями о стол
Совершенствование изготовки и
выработка устойчивости для
стрельбы «стоя» (укороченные
дистанции, выстрелы без патрона
и с патроном).
Определение СТП, расчет и
внесение поправок между сериями.
Практические стрельбы: на
укороченных и полной дистанциях,
5
Психологическая подготовка
5.1
5.2
6
Свойства внимания: объем и
распределение; один из видов
представлений - двигательные
(идеомоторика)
Воля, воспитание воли в
преодолении внешних и
внутренних препятствий
(трудностей, раздражителей и
т.д.).
Соревновательная практика
6
1
5
Наблюдение
12
1
11
Контрольные
упражнения
4
1
3
Наблюдение
32
Контрольные
упражнения
32
9
2
7
5
1
4
Наблюдение
4
1
3
наблюдение
10
Итоги
соревнований
10
7
7.1
Судейская практика
Шифровка мишеней, работа в
качестве показчика и контролера
4
2
1
0,5
3
1,5
7.2
Выполнение обязанностей
помощника судьи линии
мишеней, огневого рубежа
Итоговое занятие
2
0,5
1,5
4
2
2
144
28
116
8
Всего часов
Участие в
судействе
соревнований
Участие в
судействе
соревнований
Зачёт, сдача
нормативов
Содержание учебно-тематического плана
1. Теория физической культуры и спорта
1.1. Меры обеспечения безопасности, правила поведения в тире, переноска оружия
(повторение). Техника безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Теория: Правила поведения стрелка в тире, на линии огня. Понятие о травме, основные
причины травматизма, меры предотвращения травм. Причины спортивных травм. Меры
профилактики спортивного травматизма.
Практика: Порядок выдачи и получения оружия. Порядок обращения с оружием при чистке,
переносе его до и от линии огня, во время стрельбы.
1.2.
Качества, определяющие успешность занятий пулевой стрельбой
16
Теория: Психологическая активность, внимание, эмоциональная устойчивость, волевые
усилия, умение ими управлять. Их влияние на успешность стрелка.
Практика: упражнения на развитие наблюдательности, глазомера, удержание равновесия в позах
в течение длительного времени.
1.3. Правила соревнований
Теория: Обязанности и права участника соревнований. Условия выполнения упражнений
(повторение). Работа судейской бригады.
Практика: Порядок обращения с оружием при переносе его до и от линии огня, во время
стрельбы (повторение).
2. Общая физическая подготовка
2.1. Общеразвивающие упражнения
Теория: Виды общеразвивающих упражнений: на месте, в движении, без предметов, с
предметами, в парах, в группах и т.д, влияние данных упражнений на организм
занимающихся, место в учебно-тренировочном занятии. Упражнения для формирования
правильной осанки (повторение).
Практика: Комплекс ОРУ без предметов, упражнения для формирования правильной осанки,
упражнения на напряжение и расслабление отдельных групп мышц из разных исходных
положений.
2.2. Упражнения для развития быстроты: подвижные и спортивные игры, эстафеты,
легкоатлетические упражнения
Теория: Упражнения, способствующие развитию быстроты.
Практика: Легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции из разных исходных
положений, комбинированные эстафеты. Спортивные игры: мини-футбол, баскетбол.
2.3. Развитие координации и точности движений
Теория: Пути развития ловкости.
Практика: Подвижные игры, спортивные игры: баскетбол, настольный теннис, дартс,
челночный бег 3х10 м, бег с изменением направления, эстафеты с предметами, игры на
координацию, внимание.
2.4. Упражнения на развитие силовой выносливости
Теория: Понятие силовой выносливости.
Практика: Упражнения для развития силы: с резиновыми амортизаторами, набивным мячом,
в парах, с гантелями. Упражнения для развития выносливости: длительный бег, катание на
лыжах, велосипеде. Упражнения для развития силовой выносливости: серии прыжковых,
силовых упражнений, удержание грузов в неменяющейся позе.
2.5. Упражнения на гибкость и на растягивание
Теория: Физическое качество « гибкость».
Практика: Упражнения на развитие гибкости: сгибания-разгибания, наклоны и повороты,
вращения` и махи, перекаты самостоятельно и с партнером.
3. Специальная физическая подготовка
3.1. Работа без патрона: ее суть, цель, значение
17
Теория: Отработка согласованности элементов и компонентов техники в комплексном
выполнении выстрела. Создание технологии меткого выстрела, недопущение небрежного
выстрела.
Практика: Выполнение «выстрела» без патрона: совершенствование изготовки, устойчивости
прицеливания, развитие и закрепление навыка плавного спуска курка.
3.2. Координирование удержания системы «стрелок-оружие».
Теория:
Система «стрелок-оружие».
Элементы
изготовки.
Умение
управлять системой «стрелок-оружие», обеспечивая поводку, мышцами, не участвующими
в удержании винтовки.
Практика: Упражнения на развитие координации и равновесия: удержание равновесия в
позах, выполнение сложных координационных упражнений, игры на внимание.
3.3. Стрелковые игры, как средство подготовки стрелка
Теория: Значение стрелковых игр в подготовке спортсмена.
Практика: Стрелковые игры: «Дуэльная стрельба», «Турнир», «Выбывание», «Биатлон с
бегом», «Триатлон с бегом» и т.д.
3.4. Совершенствование автономной работы указательного пальца по выжиму спуска
Теория: Значение удержания винтовки после выстрела, контроль «рабочего состояния»
Практика: Стрельба без патрона из пневматических винтовок разных моделей, из
электронного оружия.
4. Технико-тактическая подготовка
4.1. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание,
управление спуском, дыхание
Теория: Цели и задачи технической подготовки в пулевой стрельбе. Роль технической
подготовки в достижении высокого мастерства. Технические элементы выстрела: изготовка,
прицеливание, управление спуском, дыхание.
Практика: Элементы техники выполнения выстрела из разных положений.
4.2. Совершенствование изготовки для стрельбы «лежа» с упора
Теория: Элементы
техники выполнения выстрела в изготовке «лежа» с упора.
Требования, предъявляемые Правилами соревнований к изготовке для выполнения выстрела
в положении «лежа». Типовые ошибки, допускаемые при нажиме на спусковой крючок.
Практика: Рациональное взаиморасположение частей тела стрелка и оружия. Формирование
правильного навыка управления спуском. Стрельба из винтовки по круглой мишени, лежа с
упора. Отработка функциональных систем прицеливания и управление спуском.
4.3. Совершенствование изготовки для стрельбы стоя с опорой локтями о стол
Теория: Элементы техники выполнения выстрела в изготовке стоя с опорой о локтями о
стол. Особенности исходного положения.
Практика: Стрельба из винтовки по мишеням разного диаметра, стоя с опорой локтями на
стол. Удержание оружия в точке прицеливания.
4.4. Совершенствование изготовки для стрельбы сидя с упором о локти
Теория: Элементы техники
выполнения выстрела в изготовке сидя с упором о локти.
Особенности исходного положения.
18
Практика: Стрельба из винтовки по мишеням разного диаметра, сидя за столом с опорой
локтями на стол. Вынос точки прицеливания. Удержание оружия с минимальным
отклонением. Удержание оружия в точке прицеливания.
4.5. Совершенствование изготовки и выработка устойчивости для стрельбы «стоя»
(укороченные дистанции, выстрелы без патрона и с патроном)
Теория: Стрельба из пневматической винтовки предъявляет повышенные требования к
устойчивости системы «стрелок – оружие», значение точности наведения корпусом в цель
системы «стрелок-оружие», она должна быть практически идеальной;
Практика: Стрельба из винтовки по мишени № 8, стоя без опоры. Система «стрелок-оружие».
4.6. Определение СТП, расчет и внесение поправок между сериями.
Теория: Правила определения СТП трех, пяти, десяти и более пробоин; расчет величины
«несовмещения» СТП с центром мишени
Практика: Стрельба на «кучность», определение средней точки попадания из разных
исходных положений.
4.7. Практические стрельбы: - на укороченных и полной дистанциях
Теория: Расчет и внесение поправок между сериями.
Практика: Совершенствование изготовки и выработка устойчивости для стрельбы по
мишеням: «белый лист» и № 4 с патроном, № 8 с патроном. Стрелковые игры, стрельбы на
«кучность» и совмещение, на укороченных и полной дистанциях, на поражение цели.
Выполнение выстрела по сигналу, при внешних раздражителях, после выполнения
двигательных действий (приседания, прыжки, бег и т.д.)
5. Психологическая подготовка
5.1. Свойства внимания: объем и распределение; один из видов представлений двигательные (идеомоторика).
Теория: Свойства внимания: объем и распределение. Идеомоторика-общие представления.
Практика: Выполнение упражнений в изменяющихся условиях с концентрацией внимания
на технике выполнения отдельных элементов выстрела, целостного выстрела или серии их.
5.2. Воля, воспитание воли в преодолении внешних и внутренних препятствий (трудностей,
раздражителей и т.д.).
Теория: Влияние волевой подготовки спортсмена на результат, способы преодоления
внешних раздражителей и отрицательных эмоций, возникающих в процессе монотонной
работы.
Практика: Совершенствование устойчивости - увеличение тренировочной нагрузки (работа
без патрона), в изменяющихся условиях: уровень освещения, шума, время выполнения и.т.д.
Раздел 6. Соревновательная практика
Практика: Соревнования между членами объединения, на первенство школы, на первенство
района.
Раздел 7. Судейская практика
7.1. Шифровка мишеней, работа в качестве показчика и контролера
Теория: обязанности показчика и контролера
Практика: Шифровка мишеней, работа в качестве показчика и контролера
19
7.2. Выполнение обязанностей помощника судьи линии мишеней, огневого рубежа
Теория: Обязанности помощника судьи линии мишеней, огневого рубежа
Практика: Выполнение обязанностей помощника судьи линии мишеней, огневого рубежа
Раздел 8. Итоговое занятие
Теория: Проверка знаний пройденного теоретического материала. Зачёт.
Практика: Контрольные нормативы по ОФП и СФП. Контрольные стрельбы и/или
соревнования по стрельбе из винтовки.
1.4.
Планируемые результаты
Предметные:
- знают с историю создания и развития стрелкового оружия в России;
- знают основы теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и
спортивного оружия;
- умеют метко стрелять по мишеням на различные расстояния и из различных положений;
- умеют определять расстояние до цели глазомерно и по угловым величинам;
- знают приемы обслуживания пневматического оружия и умеют его устранять неполадки;
- знают обязанности и права участников соревнований, соблюдают их;
- соблюдают правила безопасности при стрельбе из пневматической винтовки.
Метапредметные:
- умеют планировать, анализировать и регулировать свою деятельность;
- осуществляют самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;
- умеют выстраивать коммуникацию.
- готовы к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных
решений в практику.
Воспитательные:
- уважительно относятся к героическим традициям русской армии;
- дисциплинированны, ответственно относятся к порученному делу;
- умеют работать в группе, в команде;
- участвуют в соревнованиях, сдают нормативы ГТО и выполняют спортивные разряды;
- ведут здоровый образ жизни;
- профессионально ориентированы.
20
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
− тир, комната для хранения оружия;
− спортивный зал;
− кабинет для теоретических занятий;
− стадион
N п/п
Наименование
Единица
Количество
измерения
изделий
Оборудование, спортивный инвентарь
1
Винтовка пневматическая
шт
16
2
Пули для стрельбы из пневматических
шт
16
винтовок
3
Мишени бумажные (различные)
шт
16
4
Электронный тир на 4-е огневых рубежа
комплект
1
5
Установка для стрельбы
штук
5
6
Пистолет пневматический
комплект
1
7
Зрительная труба
штук
2
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
8
Гантели массивные от 0,5 до 5 кг
комплект
1
9
Мат гимнастический
штук
6
10
Набивные мячи от 1 до 5 кг
комплект
2
11
Мяч баскетбольный
штук
1
12
Мяч волейбольный
штук
1
13
Мяч теннисный
штук
16
14
Мяч футбольный
штук
1
15
Палка гимнастическая
штук
12
16
Секундомер
штук
6
17
Скакалка гимнастическая
штук
12
18
Скамейка гимнастическая
штук
2
19
Стенка гимнастическая
штук
4
20
Ракетка для настольного тенниса
штук
12
21
Мяч для настольного тенниса
штук
12
22
Дартс
комплект
3
23
Стол, стул (в соответствии с количеством
комплект
5
огневых рубежей)
Кадровое обеспечение
Тренер-преподаватель, реализующий данную программу имеет высшее или среднее
профессиональное образование в области физической культуры и спорта или высшее или
среднее профессиональное образование и профессиональную переподготовку по
направлению «физическая культура и спорт».
Методическое обеспечение
Методика организации теоретических и практических занятий может быть
представлена следующим образом:
21
На теоретических занятиях сообщаются основные сведения об отечественном
стрелковом оружии, его основных технических характеристиках, по истории стрелкового
спорта, технике и методике стрельбы, основные правила по технике безопасности во
время тренировочных занятий, а также особенности стрельбы из различных положений.
На практических занятиях обучающиеся приобретают умения и навыки в
совершенствовании техники стрельбы из пневматического оружия.
Прохождение каждой новой темы и выполнение упражнений по стрельбе
предполагает постоянное повторение предыдущих тем и овладение определенными
практическими навыками в стрельбе.
Во время проведения занятия педагог должен разумно сочетать показ упражнений с
объяснением, особенно при освоении новых действий.
Этапы обучения.
Процесс обучения может быть условно разделен на 3 этапа.
1-й этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении,
2-й этап – углубленное разучивание
3-й этап – совершенствование.
Создание предварительного представления опирается на следующие методы:
1. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зрительный образ
движения.
2. Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное исполнение.
Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и
объяснение. Показ осуществляется тренером-преподавателем. К показу предъявляются
следующие требования: точность и соответствие данному этапу освоения двигательного
действия. Разучивание. Создание предварительного представления о движении постепенно
переходит в этап разучивания. По мере формирования в целом представления о
разучиваемом движении переходят к процессу совершенствования.
Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап. Совершенствование
продолжается на протяжении всего периода обучения.
Учебно-методическое обеспечение:
№
п/п
Тема
1
ОФП
2
СФП
Форма
организации
занятий
практическое,
контрольное
занятие,
диагностика
Инструктаж,
практическое,
контрольное
занятие,
игровое
занятие,
учебнотренировочное
Методы и приемы
Использованные материалы
Методы: словесный,
наглядный, практический.
Приемы: объяснение,
повторение, демонстрация,
выполнение практических
упражнений, выполнение
контрольных заданий.
Методы: словесный,
наглядный, практический.
Приемы: объяснение,
повторение, демонстрация,
выполнение практических
упражнений, выполнение
контрольных заданий.
Оборудование: шведские
стенки, скамейки
гимнастические, эспандеры,
набивные мячи,
Методические материалы:
журналы, картинки, карточки
Оборудование:
Гимнастические маты,
гимнастическая стенка,
гимнастическая скамейка,
теннисные мячи, винтовки
пневматические набивные
мячи, гантели
Методические материалы:
22
занятие
3
практическое
занятие,
комбинированн
Технические ое занятие,
контрольное
элементы
занятие
4
инструктаж,
интегральная
Соревновате
подготовка,
льная
соревнование
подготовка
5
Инструктаж,
Спортивные, игровое
подвижные занятие
игры
7
инструктаж,
практическое
занятие
Итоговые
занятия
Методы: словесный,
наглядный, практический,
работа по образцу
Приемы: объяснение,
повторение, демонстрация,
выполнение практических
упражнений, выполнение
контрольных заданий
Методы: словесный,
наглядный, практический.
Приемы: объяснение,
демонстрация, выполнение
практических упражнений
Методы:
соревновательно -игровой,
словесный
Приемы: объяснение,
демонстрация.
Методы:
соревновательно - игровой,
практический.
Приемы: объяснение,
демонстрация,
моделирование
соревнований
журналы, картинки,
видеозаписи
Оборудование: винтовки
пневматические, пульки,
мишени, установки для
стрельбы, электронный тир,
стойки, фишки, кубики др.
Методические материалы:
журналы, картинки,
видеозаписи
Оборудование: винтовки
пневматические, пульки,
мишени, установки для
стрельбы, электронный тир,
Методические материалы:
видеозаписи, схемы, таблицы
Оборудование: мячи, кегли,
кубики, инвентарь для
подвижных игр.
Методические материалы:
карточки.
Оборудование: стойки,
конусы, рулетка, винтовки
пневматические, пульки,
мишени, установки для
стрельбы, секундомер,
Методические материалы:
видеозаписи (учебные,
соревнования), иллюстрации
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет
источники)
соответствует современным требованиям и обеспечивает достижение планируемых
результатов.
2.2 Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Важнейшей функцией управления учебно-тренировочным процессом наряду с
планированием является контроль, определяющий эффективность подготовки обучающихся.
Для
отслеживания
результативности
образовательного
процесса
по
Программе «Юный стрелок» используются следующие виды контроля:
- текущий контроль ведется на каждом тренировочном занятии, цель – оценка усвоения
изучаемого материала;
- промежуточный контроль – выполнение контрольно-переводных нормативов по
физической и технической подготовке. Проводится два раза в год (сентябрь, май)
(Приложение 1);
- контроль соревновательной деятельности (оценка результатов выступления в
соревнованиях);
23
- итоговый контроль – выполнение контрольно-переводных нормативов по физической и
технической подготовке после усвоения Программы (Приложение 2).
В течение учебного года обучающиеся, осваивающие программу проходят
тестирования по теоретической подготовке (Приложения 5, 6).
Промежуточная аттестация проводится по теоретической и практической подготовке
после первого года обучения, итоговая аттестация проводится после освоения программы.
По итогам аттестации заполняются сводный и итоговый протоколы (Приложение 3 и 4)
Формы подведения итогов реализации программы «Юный стрелок»:
- сдача нормативов по ОФП и СПФ;
- зачеты по теории;
- участие в соревнованиях по стрельбе и /или в контрольных стрельбах;
- участие ВФСК «ГТО».
24
2.3. Список литературы
Литература для педагога:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Алексеев А.В. Преодолей себя! – М.: Физкультура и спорт, 2003
Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.:
ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001
Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство
социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006
Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н. П.
Овчинникова – СПб: КАРО, 2004
Вайнштейн Л. М. Основы стрелкового мастерства. - М.: ДОСААФ СССР, 1960
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2007
Дмитриевский А.А. Внешняя баллистика. – М.: Воениздат, 1979
Загайнов Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена: Методическое
пособие для олимпийцев. - М.: Советский спорт, 2005
Идеомоторные представления и их значение в спортивной тренировке. – М.:
Физкультура и спорт, 1967
Королев Г.И. Управление системой подготовки в спорте. - М.: Мир атлетов, 2005
Курс стрельбы из стрелкового оружия, танков и боевых машин КС- 2000 - МВД
РФ,2000.
Огневая подготовка. Учебник МВД РФ. Авторский коллектив ЦОКР МВД России. М.,2009.
Организация и проведение занятий по огневой подготовке из стрелкового оружия.
Методические рекомендации. – М.: Военная академия имени Ф.Э.Дзержинского,2002.
Потапов А.А. Искусство снайпера. - М./Фаир-Пресс,2005
Макарова Г.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов. М.: Советский спорт, 2004
Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного
резерва. – М.: Советский спорт, 2005
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/профессия тренер. - М.:
АСТ, 2004
Общая теория и ее практические приложения. - М.: Советский спорт, 2005
Полякова Т.Д. Профилактика и реабилитация зрения. Методические рекомендации. Минск: БТИФК, 1992
Пулевая стрельба. Примерные программы. - М.: Федеральное агентство по
физической культуре и спорту, 2005
Роженцов В.В. Утомление при занятиях физической культуры и спортом: проблемы,
методы исследования. - М.: Советский спорт, 2006
Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте.
– М.: Спорт Академ Пресс, 2000
Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1981
Федорин В.Н. Общая и специальная физическая подготовка стрелка - спортсмена.
Учебное пособие. – Краснодар: Изд-во Редакционно- издательского совета Кубанской
государственной академии ФК,1995.
Физиология человека. – М.: Физкультура и спорт, 1970
25
26 Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура
и спорт, 1974
Интернет-ресурсы:
1. Официальный интернет-сайт Стрелкового Союза России: http://shooting-russia.ru
2. Официальный интернет-сайт Федерация пулевой и стендовой стрельбы города Москвы:
http://www.shooting-mosc эow.ru/index.html
Литература для обучающихся:
1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! - М.: ФиС, 2015.
2. Бордунова, М. Спортивная стрельба. М.: Вега, 2016 – 158 с.
3. Шилин, Ю.Н., Насонова, А.А. Спортивная пулевая стрельба: Учебн. пособие. – М.: ТВТ
Дивизион, 2015.
26
ПРИЛОЖЕНИЯ
1
2
3
4
5
6
7
Контрольно-переводные
нормативы
по
ОФП
и
СФП
(промежуточная аттестация)
Контрольно-переводные нормативы по ОФП и СФП (итоговая
аттестация)
Сводный
протокол промежуточной аттестации по предметным
областям
Итоговый
протокол
промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся
Оценочные материалы. Тест.
Критерии оценки уровня знаний по теоретической подготовке
учащихся ДЮСШ
Требования техники безопасности на занятиях по пулевой стрельбе
стр.28
стр.29
стр. 30
стр. 33
стр.34
стр.36
стр.37
27
Приложение 1
Контрольно-переводные нормативы по общей и
специальной физической подготовке
(промежуточная аттестация)
Юноши 12-13 лет (1-ой год обучения)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Контрольное упражнение
Прыжки со скакалкой без остановки (кол-во
раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от
пола (кол-во раз)
или подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90 см (кол-во раз)
Бег 1500 м (мин., с.)
Поднимание туловища из положения лежа на
спине (кол- во раз за 1 мин)
Удержание винтовки в позе изготовке для
стрельбы лежа (мин., с.)
ВП-10 (и.п.-стоя с локтей)
низкий
23
Уровень
средний
высокий
28
31
13
18
28
11
15
23
8.20
32
8.05
36
6.50
46
10.00
12.00
12.30
50
70
85
Девушки 12-13 лет (1-ой год обучения)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Контрольное упражнение
Прыжки со скакалкой без остановки (кол-во
раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
от пола (кол-во раз)
или подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90 см (кол-во раз)
Бег 1500 м (мин., с.)
Поднимание туловища из положения лежа на
спине (кол- во раз за 1 мин)
Удержание винтовки в позе изготовке для
стрельбы лежа (мин., с.)
ВП-10 (и.п.-стоя с локтей)
низкий
23
Уровень
средний высокий
28
31
7
9
14
9
11
17
8.55
28
8.29
30
7.14
40
8.00
10.00
10.30
50
70
85
28
Приложение 2
Контрольно-переводные нормативы по общей
и специальной физической подготовке
(итоговая аттестация)
Юноши 14-15 лет (2-ой год обучения)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Контрольное упражнение
Прыжки со скакалкой без остановки (кол-во
раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от
пола (кол-во раз)
или подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90 см (кол-во раз)
Бег 2000 м (мин., с.)
Поднимание туловища из положения лежа на
спине (кол- во раз за 1 мин)
Удержание винтовки в позе изготовке для
стрельбы стоя (мин., с.)
ВП-20
низкий
23
Уровень
средний высокий
28
31
20
24
36
13
17
24
10.00
35
9.40
39
8.10
49
10.00
12.00
12.30
120
140
160
Девушки 14-15 лет (2-ой год обучения)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Контрольное упражнение
Прыжки со скакалкой без остановки (кол-во
раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от
пола (кол-во раз)
или подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90 см (кол-во раз)
Бег 2000 м (мин., с.)
Поднимание туловища из положения лежа на
спине (кол- во раз за 1 мин)
Удержание винтовки в позе изготовке для
стрельбы стоя (мин., с.)
ВП-20
низкий
23
Уровень
средний высокий
28
31
8
10
15
10
12
18
12.10
31
11.40
34
10.00
43
8.00
10.00
10.30
120
140
160
29
Год
рождения
результат
балл
результат
Председатель комиссии __________________________/ ____________________/
Члены комиссии
_________________________/ ____________________/
_________________________/ ____________________/
Тренер-преподаватель__________________________/ ____________________/
…..
3
2
1
Ф.И.О.
результат
балл
Упражнения
ОФП
результат
п/п
Приложение № 3
(средний балл)
Итоговый
результат
«____» ______________г.
результат
балл
балл
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
промежуточной аттестации
по предметной области «Общая физическая подготовка»
второе полугодие ___________ уч. года
ОБЪЕДИНЕНИЕ: _____________
ГРУППА: ____________________
СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
балл
Год
рождения
результат
балл
результат
балл
СФП, ТТП
балл
Упражнения
Председатель комиссии __________________________/ ____________________/
Члены комиссии
_________________________/ ____________________/
_________________________/ ____________________/
Тренер-преподаватель__________________________/ ____________________/
…..
3
2
1
Ф.И.О.
результат
п/п
результат
«____» ______________г.
(средний балл)
Итоговый
результат
ГРУППА: ____________________
балл
ОБЪЕДИНЕНИЕ: _____________
результат
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
промежуточной аттестации
по предметной области «Вид спорта»
второе полугодие ___________ уч. года
балл
31
1
1
1
1
2
Данные введены для примера заполнения протокола
….
4
3
ххххх
Год рож.
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
ГРУППА: _________________________
«____» ______________г.
32
Номера вопросов
Итоговый
Отметка
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 результат Зачет/незачет
(сумма
очков)
0 1
0 1 1
1 0 1 1 0 1 1 0 16 (80%)
зачет
Председатель комиссии __________________________/ ____________________/
Члены комиссии
_________________________/ ____________________/
_________________________/ ____________________/
Тренер-преподаватель__________________________/ ____________________/
Ххххххххххххххх1
1
2
Ф.И.О.
№
п/
п
ОБЪЕДИНЕНИЕ: _______________
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
по предметной области «Теория физической культуры и спорта»
второе полугодие ________ уч. году
ххххх
Год
рожден
ия
2
Нормативные требования
74%
Данные введены для примера заполнения протокола
50%
-
низкий
зачет
Переведен в
СОГ-2
Зам. директора по УСР:_____________/________________/
-
Переведен
Отчислен
Оставлен на
повторное
обучение
Итоговый
результат
ГРУППА: _______________
Промежуточная, итоговая
аттестация
Объем
Показатели
Выполнение
Выполнение
Тест по
выполненной соревновательной
разрядных
контрольных
предметной
тренировочн
деятельности
требований
нормативов по
области «Теория
(% отношение
ой работы в
разряд зачет
ОФП, СФП,
физической
участие в
%
незачет
соревнованиях к плану
ТТ (уровень)
культуры и спорта
по программе)
(зачет/незачет)
Директор:_____________/ ________________/
2
3
Хххххххххххххххх
1
2
Ф.И.О.
№
п/
п
ОБЪЕДИНЕНИЕ: ____________
ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся _______учебного года
СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
33
Приложение 4
Приложение 5
ТЕСТ
на тему «Пулевая стрельба»
для спортивно-оздоровительных групп
____ года обучения
Тестирование по курсу “ Стрельба “
1.
Назовите имя и отчество Калашникова:
а) Михаил Трофимович
б) Михаил Тимофеевич
в) Михаил Тихонович
г) Михаил Трифонович
2 . Что означает понятие " Унитарный патрон ":
а) патрон, изобретенный французским конструктором Жаком Унитаро
б) патрон полностью сжигаемый в процессе выстрела
в) взаимозаменяемый во всех образцах стрелкового оружия
г) патрон в котором гильза объединяет в одно целое все элементы выстрела
3 . Что обозначает понятие " Кучность боя ":
а) характеристика плотности боевых порядков подразделений
б) разлет пуль при автоматической стрельбе
в) скученность огневых средств на поле боя
г) ничего из вышеперечисленного
4 . Как осуществляется самовзводная стрельба:
а) путём нажатия на спусковой крючок без предварительного взведения курка
б) оружие самостоятельно взводится и производит выстрел
в) сам взводишь - сам стреляешь
г) оружие самостоятельно взводится , если в патроннике есть патроны
5 . Что означает понятие " Автоматическая стрельба":
а) стрельба из автоматического оружия
б) стрельба из оружия без вмешательства человека (роботами)
в) стрельба из автоматического оружия, сериями или непрерывно
г) стрельба, при которой все операции подготовки и производства выстрела
автоматизированы
6 . Что обозначает понятие " Калибр " оружия в России :
а) радиус канала ствола
б) диаметр канала ствола, а также диаметр пули по наибольшему его поперечному
сечению
в) диаметр канала ствола по наименьшему сечению( между полями )
г) диаметр пули после вылета ее из канала ствола
7 . Что обозначает понятие " Боек ":
а) часть казенника ствола, предназначенная для стрельбы боевыми патронами
б) конец ударника, который соприкасается с капсюлем при его разбивании
в) деталь ствольной коробки, служащая для боевого взвода оружия
г) маленький локальный бой
8 . Почему в снайперских винтовках используют патроны большого калибра:
а) малокалиберные пули не обеспечивают поражение целей на больших расстояниях
б) повышается психологический эффект от попадания
в) снижается настильность при стрельбе
г) пули большого калибра лучше поражают цель , защищенную бронежилетом
9 . Что обозначает понятие «Дуло»:
а) движение ветра в прошедшем времени
б) передний конец ствола
в) основная часть стрелкового оружия, служащая для производства выстрела и
направления полета пули
г) срез ствола на котором крепится пламягаситель
10 . Что обозначает понятие «Траектория»:
а) один из терминов тригонометрии
б) угол полета пули по отношению к земле
в) непрерывная линия, описывающая в пространстве движущейся материальной
точкой
г) ничего из вышеперечисленного
11 . Когда появились первые образцы стрелкового оружия:
а) начало 14 века
б) в 13 веке
в) в 15 – 16 веках
г) ну очень давно
12 . Когда появились автоматические винтовки:
а) перед войной Красной и Белой Розы
б) в ходе Второй мировой войны
в) в ходе первой мировой войны
13 . Для чего предназначен «Спусковой механизм»:
а) для удержания во взведённом положении ударного механизма для освобождения
его при производстве выстрела
б) для передачи энергии нажатия пальца стрелка на спусковой крючок
в) для взведения боевой пружины с помощью курка
14 . Что означает понятие «Прицеливание»:
а) явление правильного прикладывания оружия для наведения его в цель
б) придание оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом
для обеспечения встречи пули с целью
в) использование прицела по его назначению
г) придание прицелу определенного положения в пространстве перед выстрелом для
обеспечения встречи пули с целью
15. Олимпийские чемпионы – россияне в стрелковом спорте (перечислить не менее 2-х)
___________________________________________________________________________
Ответы тестирования “ Стрельба “
1–Б
2–Г
3–Г
4–А
5–В
6–В
7–Б
8–А
9–Б
10 – В
11 – А
12 – В
13 – А
14 – Б
15 – свой ответ
35
Приложение 6
Критерии оценки уровня знаний
по теоретической подготовке учащихся ДЮСШ
Этап обучения
1-2 год обучения
Всего вопросов
Минимальной
количество
правильных
ответов
Оценка
15
≥8
Зачет
36
Приложение 7
Требования техники безопасности на занятиях по пулевой стрельбе
Общие требования безопасности
1. К занятиям по стрельбе допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и
инструктаж по технике безопасности.
2. Опасность возникновения травм:
- при стрельбе из неисправного оружия;
- при нарушении правил стрельбы;
В стрелковом тире должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и
перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
Требования безопасности перед началом занятий
1. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при стрельбе
2. Входить в стрелковый тир спокойно, не торопясь.
3. При слабом зрении надеть очки.
4. Подготовить огневой рубеж:
− При стрельбе: лежа положить гимнастические маты на огневом рубеже так, чтобы их
поверхность была ровной, удобной для стрельбы.
− При стрельбе сидя: до начала стрельб обеспечить огневые рубежи необходимым
количеством стульев.
− При стрельбе стоя или стоя с упором: обеспечить необходимое количество упоров.
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию тренера-преподавателя.
2. Не брать на огневом рубеже оружие, не трогать его и не подходить к нему без команды
тренера-преподавателя.
3. Не заряжать и не перезаряжать оружие без команды тренера-преподавателя.
4. Не выносить заряженное оружие с линии огня.
5. Не оставлять заряженное оружие на линии огня.
6. Не направлять оружие (заряженное, незаряженное, разобранное, учебное, неисправное) в
тыл, на присутствующих и в стороны.
7. Получать патроны только на линии огня.
8. Заряжать оружие только на линии огня по команде тренера-преподавателя «Заряжай!»
9. Держать оружие заряженным со спущенным курком или открытым затвором вне линии
огня, а также на линии огня от начала стрельбы до окончания.
10. Держать оружие на линии огня стволом вниз или вверх под углом 60 градусов. В
направлении стрельбы.
11. Не прицеливаться в мишени из незаряженного оружия, если в их расположении
находятся люди.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренерупреподавателю.
2. При возникновении пожара в стрелковом тире, немедленно прекратить занятия, по
команде тренера-преподавателя организованно, без паники покинуть стрелковый тир.
3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру-преподавателю.
37
4. В случае нарушения требований инструкции по правилам стрельбы, следует
незамедлительное удаление со стрельбища или из стрелкового тира.
Требования безопасности по окончании занятий
1.После окончания стрельбы разрядите оружие, убедитесь, что в нём не осталось патронов.
2.Чистку оружия произвести по указанию тренера-преподавателя в специальном месте.
3.Осмотр мишеней производить только после полного окончания стрельб.
4.Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
5.О всех недостатках, обнаруженных во время стрельбы, сообщите тренеру-преподавателю.
6. Ответственность за организацию стрельбы, подготовку тира и стрельбища возлагается на
лиц, организующих и проводящих стрельбы.
7. Ответственность за порядок в тире и на стрельбище и за соблюдение мер безопасности во
время стрельбы возлагается на тренера-преподавателя.
8. В тире и на стрельбище категорически запрещается:
— проводить стрельбы из неисправного оружия;
— брать на огневом рубеже оружие, трогать его или подходить к нему без команды
(разрешения) руководителя стрельбы;
— заряжать или перезаряжать оружие до команды руководителя стрельбы;
— направлять оружие (в каком бы состоянии оно ни находилось: незаряженное, учебное,
неисправное, разобранное) в стороны и в тыл, а также на людей;
— прицеливаться в мишени из незаряженного оружия, если в их расположении находятся
люди;
— выносить заряженное оружие с линии огня;
— находиться на линии огня, кроме очередной, стреляющей смены);
— оставлять на линии огня заряженное оружие.
Особые требования:
1. Выдача патронов производится по распоряжению руководителя только на линии огня.
Если показ попаданий производится после каждого выстрела, то стрелкам выдается только
по одному патрону.
2. Заряжение оружия производится только на линии огня, после команды руководителя
стрельбы «Заряжай!».
3. Чистка оружия производится только в специально отведенных местах.
4. Стрелки, нарушившие правила проведения стрельбы, подлежат немедленному удалению
со стрельбища или из тира.
Стрелок обязан:
1. держать оружие заряженным со спущенным курком или открытым затвором вне линии
огня, а также на линии огня с начала стрельбы и до ее окончания;
2. держать оружие на линии огня дульной частью ствола только в направлении стрельбы
вверх или вниз (под углом не более 60° к направлению стрельбы), независимо от того,
заряжено оно или нет;
3. по команде «Разряжай!» (во время перерывов в стрельбе, по окончании стрельбы, при
оставлении линии огня, при передаче оружия другому лицу) разрядить оружие и убедиться,
что в нем не осталось патронов.
4. Обо всех несчастных случаях, происшедших во время стрельбы, следует немедленно
сообщить в ближайший медпункт и местные органы полиции.
5. Стрелкам из лука запрещается:
38
— стрелять из неисправного оружия;
— направлять оружие в сторону от мишени;
— стрелять спереди от стреляющего;
— начинать стрельбу без разрешения тренера;
— выходить на линию огня без разрешения (спецсигнала).
39
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный
стрелок» (по виду спорта «пулевая стрельба)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Юный стрелок» является основным нормативным документом
определяющим содержание и объем учебно-тренировочной деятельности в спортивнооздоровительных группах по виду спорта «пулевая стрельба» в МАУ ДО «СлободоТуринская ДЮСШ».
Программа модифицированная, составлена на основе примерной
программы
спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ
высшего спортивного мастерства «Пулевая стрельба» (автор А.А. Насонова), допущенной
Федеральным агентством по физической культуре и спорту 2005 год.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии, интересов,
способностей и особенностей детей.
Цель программы: становление и самоутверждение личности подростка посредством
овладения основами стрелковой и общей физической подготовки..
Программа способствует развитию физических качеств, формированию жизненных
ценностей, овладению опытом самоорганизации, самоконтроля, обеспечивает организацию
содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей и
подростков в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Программа предназначена для подростков от 11 до 15 лет, не имеющих медицинских
противопоказаний для занятий со стрелковым оружием.
Формирование групп с количеством обучающихся от 10 – 12 человек. Группы
разновозрастные. К освоению программы допускаются все дети без исключения. Зачисление
производится с обязательным условием – написание заявления родителями (законными
представителями учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления
инструктажа по технике безопасности .
Программа базового уровня, что предполагает освоение
базовых
специализированных знаний, умений, навыков; трансляция общей и целостной картины в
рамках содержательно-тематического направления программы «Юный стрелок», а именно
теорию физической культуры и спорта, общую физическую подготовку, специальную
физическую подготовку, техническую подготовку.
Общее количество часов по программе – 288, 2 года по 144 часа каждый. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий реализуется согласно утвержденному календарному учебному
графику. Продолжительность учебного часа – 40 минут.
Программа создаёт необходимые условия для личностного развития обучающихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения.